• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые стратегические приоритеты ОЭСР в посткризисном контексте

Стратегия «глобального партнерства» стала особенно актуальной во время первой волны мирового экономического и финансового кризиса, во время которого ОЭСР последовательно развивала диалог с «Группой восьми» и «Группой двадцати».  ОЭСР стала одной из первых наднациональных организаций, предложившей комплексную программу восстановления и укрепления экономики. Документ «Стратегический ответ ОЭСР на финансовый и экономический кризис» был разработан ОЭСР в декабре 2008 г. для поддержки Плана Действий «Группы двадцати» (G20 Action Plan) по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, принятому на Вашингтонском саммите G20 в ноябре 2008 г.  Стратегический ответ ОЭСР был основан  не только на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, но и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов.

Теме преодоления последствий и дальнейшего предотвращения мирового экономического и финансового кризиса была посвящена встреча министров стран-членов и партнеров ОЭСР и сопровождающий его форум  в 2009 году"После кризиса: на пути к более крепкой, открытой и справедливой экономике" (The Crisis and Beyond: for a stronger, cleaner, fairer economy). На встрече и форуме обсуждался ряд проблем, таких как: укрепление глобальной экономики в долгосрочном периоде, восстановление стабильности и повышение уверенности в существующей финансовой системе, смягчение влияния рецессии, преодоление кризиса занятости и многое другое.

В посткризисном контекте ОЭСР  начала выработку интегрированной стратегии международного экономического регулирования, которая бы позволяла учитывать текущие тенденции взаимосвязанности и взаимовлияния различных направлений социально-экономической политики, необходимость их согласованной реализации для обеспечения кумулятивного и синергетического эффекта, позволяющего достигать значимых и нетривиальных результатов в условиях ограниченности финансовых ресурсов.  О необходимости такого интегрированного подхода  в частности было заявлено ОЭСР на  саммите G20 в Питтсбурге с сентябре 2009 г.[1]

ОЭСР подчеркивает важность постепенного  достижения само-поддерживаемого экономического роста на основе реализуемых в настоящее время структурных реформ в ряде областей.    В числе ключевых направлений и принципов дальнейшей работы ОЭСР по обеспечению экономического роста и проведению структурных реформ, можно выделить поощрение и стимулирование новых источников экономического роста и создания новых рабочих мест. Для стимулирования инноваций и создания экономических условий, благоприятных для экологически-ориентированного роста, по мнению ОЭСР, необходима интегрированная стратегия, которая бы объединяла политические меры в области поддержки занятости, развитию товарных и финансовых рынков, поддержке инноваций (в том числе увеличению инвестиций в начальное образование, обучение в течение всей жизни, нематериальные активы такие как НИОКР). В рамках формирования данной стратегии ОЭСР разработала рамочный документ Новые подходы к экономическим вызовам, отражающий взгляд Организации на подходы к формированию будущей антикризисной экономической политики. Принципы, которыми следует руководствоваться при этом, изложены в Ежегодном отчете за 2012 г. Реформам в области образования в данном контексте уделяется приоритетное внимание, поскольку создание нового типа экономики, новых рабочих мест требует изменения традиционных установок и поведения людей, формирование у них новых ценностей, новых навыков и компетенций.  

Примером таких интегрированных стратегий ОЭСР на сегодняшний день являются Инновационная стратегия ОЭСР* и Стратегия «зеленого» роста**.

* Инновационная стратегия была разработана ОЭСР для стимулирования инноваций и создания экономических условий, благоприятных для экологически-ориентированного роста. Она объединяет политические меры в области поддержки занятости, развития товарных и финансовых рынков, поддержки инноваций (в том числе увеличения инвестиций в начальное образование, обучение в течение всей жизни, нематериальные активы, такие как НИОКР).

** Стратегия зеленого роста была разработана на базе Инновационной стратегии и является продолжением Декларации о «зеленом росте». В рамках данной стратегии ОЭСР собирается способствовать достижению в странах экономического подъема на принципах экологической и социальной устойчивости.

Стратегические ориентиры ОЭСР на период после 2012 г.

На министерской встрече Совета ОЭСР, состоявшейся в мае 2012 г., Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия поделился своими взглядами на возможныеСтратегические ориентиры ОЭСР на период после 2012 г. В частности было заявлено, что Организация будет продолжать придерживаться четырех ориентиров в рамках своей деятельности: структурность, социальная ориентация, экология и институциональность. Для успешного следования данным ориентирам ОЭСР планирует расширять диалог с различными общественными акторами, включая бизнес, профсоюзы и научное сообщество.

Особого внимания в рамках Стратегических ориентиров были удостоены следующие вопросы, которые можно рассматривать в качестве стратегических задач ОЭСР:

  1. Развитие и реализация целей Стратегии зеленого роста  в направлении развития политики, способной решать вопросы, связанные с нарастающей нехваткой ресурсов, уроном экологии и стимулированием появления новых ресурсоэффективных технологий; 
  2. Поддержка стран в формировании и развитии экономики знаний;
  3. Помощь в преодолении социального и экономического кризиса;
  4. Реализация целей Стратегии развития  и  Инновационной стратегии
  5. Извлечение всеобщей выгоды из трудовой миграции;
  6. Либерализация торговли;
  7. Борьба с коррупцией и взяточничеством.

Среди наиболее актуальных глобальных проблем А. Гуррия выделяет изменение климата, миграцию населения и бедность.

В целом Генеральный секретарь еще раз подчеркнул приверженность стремлению ОЭСР стать «более эффективной и инклюзивной системой выработки глобальной политики», заявленному в Декларации о перспективах на будущее, приуроченной к 50-й годовщине основания Организации. Достичь этого планируется за счет расширения взаимодействия по линии партнерства со странами-партнерами, международными организациями и другими международными и общественными субъектами, а также за счет интенсификации предпринимаемых усилий в рамках региональных инициатив.

 


[1] OECD (2009) OECD Note on Growth and Structural Reforms. G20 Summit Pittsburgh, 24-25 September 2008 http://www.oecd.org/dataoecd/44/41/43777152.pdf


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.