Структура и процедуры работы
Деятельность ОЭСР осуществляется под руководством Совета, наделенного полномочиями по принятию решений. В Совет входит по одному представителю от каждой страны-члена, а также представитель Европейской комиссии. Решения принимаются Советом на основе консенсуса. Возглавляет Совет Генеральный секретарь - с июня 2006 г. Анхель Гурриа.
Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне послов стран-членов при ОЭСР; на этих заседаниях вырабатываются общие направления деятельности Организации. Один раз в год, как правило, в конце мая - начале июня, проводятся министерские встречи на уровне министров иностранных дел, финансов и внешней торговли.
Совету подчинен Исполнительный комитет, целью которого является общий контроль за выполнением решений Совета ОЭСР.
Постоянно действующим аппаратом ОЭСР, обеспечивающим работу ее структурных органов, является Секретариат, который занимается сбором и обработкой информации, разработкой документов и рекомендаций, выпускает аналитические записки, публикации по экономическим и социальным вопросам.
Подготовкой этих материалов, необходимых для работы профильных комитетов ОЭСР, занимаются следующие директораты Секретариата ОЭСР по различным тематическим вопросам:
- Центр по предпринимательству, малому и среднему бизнесу, развитию регионов и городов (Сentre for Entrepreneurship, SMEs and Regions and Cities, CFE)
- Центр бюджетно-налоговой политики (Centre for Tax Policy and Administration, CTP)
- Директорат по финансовым вопросам и вопросам предпринимательства (Directorate for Financial and Enterprise Affairs, DAF)
- Директорат по сотрудничеству в вопросах развития (Development Co-operation Directorate, DCD)
- Экономический департамент (Economics Department, ECO)
- Директорат по образованию и навыкам (Directorate for Education and Skills, EDU)
- Директорат по вопросам занятости, труда и социальным вопросам (Directorate for Employment, Labour and Social Affairs, ELS)
- Директорат по вопросам охраны окружающей среды (Environment Directorate, ENV)
- Директорат по государственному управлению (Public Governance Directorate, GOV)
- Директорат по статистике (Statistics and Data Directorate, SDD)
- Директорат по науке, технологиям и промышленности (Directorate for Science, Technology and Innovation, STI)
- Директорат по торговле и сельскому хозяйству (Trade and Agriculture Directorate, TAD)
Директораты, по сути, играют роль международных информационно-аналитических центров. Одна из функций директоратов состоит в организации ежегодных встреч министров, заседаний комитетов с участием представителей национальных правительств (два раза в год), а также периодических заседаний экспертов – сотрудников исследовательских институтов, образовательных учреждений, неправительственных организаций стран–членов и стран-партнеров ОЭСР.
Другая функция Директоратов состоит в разработке и реализации аналитических проектов. Эти проекты заключаются, как правило, в проведении межстранового анализа, мониторинга, сборе статистических данных для изучения и прогнозирования текущих проблем, в том числе в сфере экономики, образования, социально-экономического развития, науки и инноваций. Предложения по реализации и результаты проектов составляют основу для выработки решений, включающих политические рекомендации, которые принимаются во время заседаний.
Для решения более узких проблем в рамках Директоратов существуют отделы, исследовательские центры, рабочие и экспертные группы.
Высшими политическими органами управления ОЭСР являются комитеты, состоящие из представителей стран-членов организации и стран, имеющих статус наблюдателей. В настоящее время в ОЭСР работает более 20 комитетов.
В то же время, следует отметить, что работа ОЭСР все больше строится на базе междисциплинарных и «горизонтальных» исследований, требующих сотрудничества специалистов из различных структурных подразделений Организации.
Наиболее активное сотрудничество России с ОЭСР наблюдается в рамках следующих комитетов. Ниже представлена их структура и основные направления деятельности.
Комитет |
Структура |
Проекты |
Публикации |
Комитет по научно-технологической политике |
- Рабочая группа национальных экспертов по индикаторам науки и технологий (NESTI) - Рабочая группа по биотехнологиям, нанотехнологиям и конвергентным технологиям (BNCT) - Рабочая группа по инновационной и технологической политике (TIP) - Глобальный научный форум (GSF) |
- Проекты Группы национальных экспертов по индикаторам науки и технологий (NESTI) - Сравнительное исследование общественного мнения о науке и технологиях (Public Attitudes and Understanding of Science) - Исследование международных подходов к налаживанию взаимосвязи между исследованиями, образованием и инновациями («Треугольник знаний» Knowledge Triangle) - Открытая наука (Open Science) - Системные трансформации через инновации (Systems Transformation through Innovation) - Инновации для инклюзивного роста (Innovation for Inclusive Growth) - Новая производственная революция (Next Production Revolution) |
- Information Technology Outlook - OECD Science, Technology and Industry Outlook - OECD Science, Technology and Industry Scoreboard - Research and Development Expenditure in Industry |
Комитет по образовательной политике |
- Сеть по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ECEC) - Группа национальных экспертов по профессиональному образованию и подготовке (VET) - Рабочая группа по статистическим индикаторам образовательных систем (INES) - Сеть INES по сбору и признанию системных описательных данных в образовательных структурах, политиках и практиках, которые фокусируются на комплексных индикаторах (NESLI) - Сеть по сбору данных и развитию индикаторов по влиянию образованию на экономику, социальные отношения и рынок труда (LSO) - Консультационный совет INES - Совет стран-участников по проекту «Программа международной оценки образовательных достижений учащихся» (PISA) - Группа национальных экспертов по эффективной образовательной среде (ELE) - Центр по исследованиям и инновациям в образовании (CERI) - Неформальная рабочая группа по высшему образованию - Управляющий совет по проекту «Программа международной оценки образовательных достижений учащихся» (PISA) - Группа по стратегическому развитию PISA - Группа по анализу и распространению - Управляющий совет по проекту «Программа международной оценки компетенций взрослых» (PIAAC) - Совет стран-участниц по проекту «Международное исследование преподавания и обучения» (TALIS) |
- Оценка прогресса в креативном и критическом мышлении в образовании (Teaching, assessing and learning creative and critical thinking skills in education) - Оценка результатов обучения в высшем образовании (AHELO) - Международное исследование преподавания и обучения (TALIS) - Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - Исследование социальных и эмоциональных навыков (The Study on Social and Emotional Skills) |
|
Комитет по цифровой экономике |
- Рабочая группа по коммуникационным инфраструктурам и политике услуг - Рабочая группа по измерению и анализу цифровой экономики - Рабочая группа по безопасности и конфиденциальности в цифровой экономике |
- Широкополосный интернет и телекоммуникации |
- Skills and Jobs in the Internet Economy - Stimulating digital innovation for growth and inclusiveness |
Комитет по промышленности, инновациям и предпринимательству |
- Международный форум ОЭСР по производительности - Рабочая группа по анализу производства - Рабочая группа по МСП и предпринимательству |
- Промышленность и глобализация - Статистика предпринимательства и бизнеса - Туризм |
- New Sources of Growth: Knowledge-based capital - Entrepreneurship at a Glance - Interconnected Economies- Benefiting from Global Value Chains |
Большинство принимаемых ОЭСР решений, оформленных в виде конвенций, деклараций, соглашений по различным вопросам, рекомендаций, совместных принципов, носят рекомендательный характер и принимаются на основе консенсуса.
Нормативно-правовая база ОЭСР включает 245 правовых инструментов (Legal instruments), в том числе кодексы, соглашения, конвенции, решения, а также декларации и рекомендации
Нормативные документы ОЭСР можно разделить на две категории:
- межгосударственные соглашения, имеющие обязательную юридическую силу для стран-участниц (к их числу относятся прежде всего Кодекс либерализации движения капиталов (1967) и Кодекс по либерализации текущих невидимых операций (1967)
- декларации и конвенции, которые не накладывают на страны регламентирующих обязательств, носят рекомендательный характер по внедрению лучшего опыта национального регулирования в тех или иных областях.
Принятию решений предшествует долгая, многоступенчатая процедура обсуждения с официальными представителями стран-членов и стран-партнеров, экспертным сообществом в рамках официальных встреч на высшем уровне, регулярных сессий профильных комитетов, специальных экспертных семинаров и конференций, а также через Интернет.
Одним из наиболее распространенных механизмов работы ОЭСР, обеспечивающим эффективное сотрудничество стран, обмен опытом и взаимообучение, является механизм взаимной оценки, межстранового мониторинга – peer review. Этот механизм предполагает регулярное обследование и оценку качества и эффективности проводимой политики одной страны другими странами с целью содействовать улучшению, повышению эффективности проводимой политики с учетом лучших практик, контролировать соблюдение установленных и разделяемых государством международных стандартов и принципов.
Финансирование ОЭСР
Финансирование ОЭСР осуществляется из двух источников. Основная часть финансирования (Part I), идущая на обеспечение работы Секретариата и работы штатных сотрудников профильных Директоратов и Комитетов по проектам, формируется за счет обязательных взносов стран-членов. Размер ежегодного взноса определяется долей ВВП страны в общем ВВП – совокупном продукте стран ОЭСР.
Вторую часть финансирования (Раrt II) составляют добровольные взносы стран-членов и стран-партнеров за участие в проектах и программах работы профильных Комитетов.
В 2015 г. бюджет ОЭСР составил 363 млн. евро, в 2016 г. – 372 млн. евро, в 2017 г. - 374 млн. евро, в 2018 г. - 377 млн. евро.
Более подробную информацию можно получить в Финансовом отчете ОЭСР - Финансовый отчет ОЭСР 2016.
Комитет |
Структура |
Проекты |
Публикации |
Комитет по научно-технологической политике |
- Рабочая группа национальных экспертов по индикаторам науки и технологий (NESTI)
- Рабочая группа по биотехнологиям, нанотехнологиям и конвергентным технологиям (BNCT)
- Рабочая группа по инновационной и технологической политике (TIP)
- Глобальный научный форум (GSF)
- Глобальный форум экономики знаний
|
- Проекты Группы национальных экспертов по индикаторам науки и технологий (NESTI)
- Сравнительное исследование общественного мнения о науке и технологиях (Public Attitudes and Understanding of Science)
- Исследование международных подходов к налаживанию взаимосвязи между исследованиями, образованием и инновациями («Треугольник знаний» Knowledge Triangle)
- Открытаянаука (Open Science)
- Системныетрансформациичерезинновации (Systems Transformation through Innovation)
- Инновациидляинклюзивногороста (Innovation for Inclusive Growth)
- Новая производственная революция (NextProductionRevolution)- |
- Information Technology Outlook
- OECD Communications Outlook
- OECD Science, Technology and Industry Outlook
- OECD Science, Technology and Industry Scoreboard
- Research and Development Expenditure in Industry |
Комитет по образовательной политике |
- Международный форум по образованию
- Сеть по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ECEC)
- Группа национальных экспертов по профессиональному образованию и подготовке
- Рабочая группа по статистическим индикаторам образовательных систем (INES)
- Сеть INES по сбору и признанию системных описательных данных в образовательных структурах, политиках и практиках, которые фокусируются на комплексных индикаторах (NESLI)
- Сеть по сбору данных и развитию индикаторов по влиянию образованию на экономику, социальные отношения и рынок труда (LSO)
- Консультационный совет INES
- Совет стран-участников по проекту «Программа международной оценки образовательных достижений учащихся» (PISA)
- Группа национальных экспертов по измерению и оценке
- Группа национальных экспертов по эффективной образовательной среде - Центр по исследованиям и инновациям в образовании (CERI) - Управляющий совет по программе институционального управления в высшем образовании (IMHE)
- Управляющий совет по проекту «Программа международной оценки образовательных достижений учащихся» (PISA)
- Группа по стратегическому развитию PISA
- Группа по анализу и распространению |
- Оценкапрогрессавкреативномикритическоммышлении (Assessing Progression in Creative and Critical Thinking Skills in Education) - Специальное исследование образовательных исследований и разработок в рамках Инновационной стратегии образования и профессиональной подготовки Центра ОЭСР по исследованиям и инновациям в образовании (CERI) - Оценка результатов обучения в высшем образовании (AHELO) - Международное исследование преподавания и обучения (TALIS) - Исследование карьеры и мобильности докторов наук (CDH) - Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - Исследование формирования социальных и эмоциональных компетенций в школе (ESPLongitudalStudyofSkillDynamics)
|
- Education at a glance
- Education today
- Trends Shaping Education
- Skills Matter
- The Survey of Adult Skills |
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.