• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стандарты ОЭСР для России и ЕАЭС

Новая концепция многостороннего взаимодействия ОЭСР

В условиях повышения международной нестабильности возникает необходимость своевременного   реагирования на  быстроменяющиеся условия жизни и экономической деятельности, а также   решения общеполитических проблем стран.  Современная система выработки политических мер   несовершенна, о чем свидетельствует финансовый и экономический  кризис 2008 года, искажение   трансграничной конкуренции, сохранение проблемы неравенства доходов и возможностей в  обществе, текущее восприятие финансовой несправедливости, негативная сторона растущей   взаимозависимости экономик  и   т.д. 
Для ответа на эти вызовы ОЭСР намерена разработать новую концепцию многостороннего  взаимодействия, которая будет  базироваться на трех принципах: Connectedness (взаимосвязанность),  Impact (воздействие) и Engagement (вовлеченность). 
 
По   каждому из этих  принципов разработаны направления деятельности, которые подробно описаны в аналитической   записке «Стратегические подходы ОЭСР к многостороннему сотрудничеству: взаимосвязанность,   воздействие, вовлеченность».


ОЭСР и ЕАЭС: перспективы сотрудничества

ОЭСР играет ключевую роль в координации экономической политики на международном уровне. Сотрудничество с ОЭСР и ее лучшие практики и стандарты необходимы на текущем этапе формирования новой интеграционной повестки ЕАЭС и постепенного перехода стран Союза к согласованным мерам политики по реализации структурных реформ в области макроэкономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, проведения политики модернизации и инновационного развития.
19-20 апреля 2017 года на площадке ЕЭК при экспертно-аналитической поддержке НИУ ВШЭ и РАНХиГС состоялся международный семинар «Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза. Возможности использования наилучших практик ОЭСР в работе ЕАЭС», по итогам которго была издана Рекомендация Коллегии ЕЭК № 32 от 13 декабря 2017 года «О целесообразности имплементации и использования в рамках Евразийского экономического союза наилучших практик ОЭСР». В июле 2018 года ЕЭК совместно с Минэкономразвития России при участии экспертного сообщества определили перечень пилотных проектов для использования стандартов ОЭСР в ЕАЭС, подробнее в аналитической записке  Возможности использования стандартов ОЭСР для развития евразийской интеграции

"Зеленые" стандарты и практики 

«Удовлетворение потребностей настоящего времени не должно подрывать способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности», гласит концепция устойчивого развития. Обеспечение «зеленого» роста означает содействие социальному и экономическому развитию при одновременном обеспечении охраны окружающей среды, неистощительного использования природных ресурсов в интересах человечества.

В рамках реализации ЦУР и Парижского соглашения по климату эксперты ОЭСР разрабатывают рекомендации и индикаторы, которые помогают странам перейти к гибкой низкоуглеродной экономике.

Для России вопрос обеспечения «зеленого» роста также выходит на повестку дня. В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в области экологии было обозначено несколько целевых направлений: эффективное обращение с отходами производства и потребления, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление водных объектов и сохранение биологического разнообразия. В рамках ЕАЭС также все больше внимания уделяется вопросам устойчивого развития.

Вопрос использования опыта ОЭСР в области обеспечения «зеленого» роста подробно рассматриваются в материале  «Зеленый» рост - перспективы применения стандартов и лучших практик ОЭСР в России и ЕАЭС


Устойчивое развитие городов

ОЭСР большое внимание уделяет вопросам устойчивого развития городов в соответствии с принципами «зеленого» роста, включая вопросы экологии в городах и повышения качества и комфортности городской среды.

В настоящий момент среди направлений реализации международных стандартов и лучших практик можно отметить следующие:          «зеленая» городская инфраструктура и принципы устойчивого развития в городской и строительной политике; обеспечение доступности жилья в соответствии с международными стандартами; формирование комфортной городской среды и повышение ее качества; цифровизация рынка ипотечного кредитования и строительства, «умные города»; децентрализация управления и развитие механизмов межведомственной координации в городской и жилищной политике; международные стандарты статистического наблюдения в жилищной сфере.

Согласно Указу Президента Российской Федерации №204  одной из приоритетных целей государственной политики является разработка и последующая реализация национальных проектов, в перечень которых включен проект в сфере жилья и городской среды. В рамках проекта предполагается достижение ряда показателей, таких как повышение комфортности городской среды, в том числе с прямым участием граждан в ее формировании, уменьшение числа городов с неблагоприятной средой и другие. Некоторые страны-партнеры по ЕАЭС, например Казахстан, уже проводят политику увязки стандартов и практик ОЭСР со своей внутренней политикой в данной сфере.

Подробнее об использовании стандартов и практик ОЭСР в жилищной политике в аналитической записке  Лучшие практики ОЭСР в области жилищной политики - возможности использования в России и ЕАЭС

Реформирование  системы пенсионного обеспечения

ОЭСР уделяет большое внимание пенсионной системе как фактору экономической стабильности. Основная цель недавних реформ состояла в задержке выхода на пенсию за счет повышения установленного законом пенсионного возраста, ужесточении положений досрочного выхода на пенсию и повышении стимулов для увеличения продолжительности включенности в профессиональную деятельность.

Многоуровневый подход к пенсионной политике сочетает в себе государственные и частные пенсионные схемы, различные режимы финансирования и разные права, а также принципы накопительства в комплементарном виде. Цель заключается в достижении более значительного совокупного результата, когда дело касается целей пенсионной политики. Частные пенсии формируют более тесные связи между деятельностью на рынке труда и финансовым состоянием в пожилом возрасте, в то время как они также несут риск, связанный с разделением в социальной политике, которому может подвергнуться человек в пожилом возрасте. Эти аспекты играют важную роль, потому что они в обязательном порядке оказывают влияние на уровень адекватности пенсий и устойчивость системы, а вместе с тем и на жизнеспособность пенсионной политики.

В 2018 году в России также был поднят острый вопрос повышения пенсионного возраста в рамках реформирования пенсионной системы, при этом параллельно происходит формирование общего рынка труда и согласование политики в сфере пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС.

Перспективы использования опыта ОЭСР в области пенсионного обеспечения подробно освещены в материале  Использование опыта ОЭСР для совершенствования политики пенсионного обеспечения в России и странах ЕАЭС


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.