• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спорные вопросы: новые подходы к экономическим вызовам


«Спорные вопросы: новые подходы к экономическим вызовам (NAEC)» – это сборник мнений экспертов ОЭСР относительно того, как «Новые подходы к экономическим вызовам» (New Approaches to Economic Challenges, NAEC) и другие инициативы ОЭСР могут способствовать достижению принятых в 2015 году 17 целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals, SDG) в свете глобальных вызовов современного мира, таких как бедность, неравенство, изменение климата, замедление экономического роста.
Кризис 2008 года показал, что взаимосвязь государств как агентов мировой экономики не понята нами до конца, однако глобальные вопросы могут быть решены только при координации усилий и совместных действиях всех стран. В этом отношении фрагментарность мышления и изолированность при принятии решений (silo effect), непонимание причинно-следственных связей проводимой политики и ее результатов губительны. NAEC – это инструмент, разработанный ОЭСР для помощи каждой конкретной стране в достижении SDG, попытка понять возможности и ограничения, с которыми сталкивается каждая конкретная страна при принятии политических решений.
Статьи сборника сгруппированы в три блока, раскрывающих различные аспекты политики устойчивого развития. В первой главе (Universal) собраны статьи, подводящие итог недавним инициативам (например, Millenium Development Goals) и событиям (мировой кризис 2008 года, «арабская весна»); вторая глава (Integrated) представляет мнения экспертов о возможных незадействованных ресурсах глобального экономического роста и развития, а третья (Transformative) посвящена попытке понять, какой должна быть политика в свете тех изменений, которые происходят с известным нам миром. Ниже представлены тезисы из статей, показавшиеся нам наиболее репрезентативными и интересными.
 


Устойчивый экономический рост невозможен без модернизации социальной сферы, изменения политики в отношении окружающей среды. Обеспечить такую модернизацию может политика, в центре которой будет благополучие людей. Дать возможность каждому внести вклад в экономический рост, создать из человеческого ресурса человеческий капитал – вот конечные цели устойчивого развития, и SDG – это повод спросить себя, что мы должны делать, как и для кого?
Опыт Millenium Development Goals (MDG) показал, что устойчивое развитие должно быть всесторонним, а пренебрежение этим принципом часто приводит к неэффективности принимаемых мер. Так, например, шаги, способствующие увеличению ВВП, могут приводить к усилению неравенства и негативно сказываться на экономическом росте в целом и других сферах жизни, а низкий уровень доверия и непрозрачность юридической и исполнительной власти ведет к минимальному доверию в бизнесе, что делает невозможным переход к новым технологиям на государственном уровне.
ОЭСР разработала несколько инструментов, которые могут быть применимы в контексте SDG. Среди них PCSD Framework – чек-лист, который позволяет оценить, как конкретные политические решения и привычки в одной сфере влияют на комплементарные процессы в других сферах жизни (trade-offs), на экономику и политику других государств (spill-overs), насколько соответствуют целям устойчивого развития в целом (policycoherence).
Индекс лучшей жизни (Better Life Initiative) учитывает данные по 11 универсальным измерениям благосостояния людей, среди которых: здоровье, баланс работы и личной жизни, профессиональные навыки и образование, качество окружающей среды, личная безопасность, доход, работа и заработок, жилье и субъективное благосостояние. Основываясь на измерениях Индекса лучшей жизни, Индекс стандартов жизни (Multidimensional Living Standards) позволяет оценить распределение доходов и неденежных составляющих благосостояния в различных группах населения и выявить соответствующие закономерности.
Еще один многомерный инструмент для мониторинга прогресса в достижении SDG – Multidimensional Country Review (MDCR), возникший как реакция, в частности, на события 2012 года на Ближнем Востоке, которые выявили недостаточность существующих измерений. Так, высокие показатели Туниса по Millenium Development Goals – 3% государственного дефицита, стабильный пятипроцентный экономический рост с 2008 года, предоставление обязательного медицинского страхования 80% населения, успешное внедрение новых технологий в бизнесе – не смогли компенсировать недостаточную сплоченность общества, разный уровень доступа к возможностям развития стран региона, ригидность существующих институтов управления.
 


Одно из препятствий экономического роста – неравномерное распределение доходов. Высокая степень неравенства означает различный доступ к качественному образованию и ухудшает человеческий капитал, что влечет замедление экономического развития и снижение производительности. Что еще хуже, неравенство является самоподдерживающимся процессом: например, у родившихся в неблагополучных семьях меньше шансов получить лучшее образование, лучшую работу и больший доход, и их дети, вероятно, тоже будут расти в неблагополучных семьях.
Более того, анализ результатов опроса ОЭСР Skills Survey показал, что там, где количество квалифицированных сотрудников невелико, сложно использовать инновационные технологии для более высоких темпов роста, что делает государство неконкурентоспособным. Если недостаточно квалифицированные работники остаются за бортом, экономика развивается медленнее.
Чтобы использовать и этот потенциал экономического роста, необходимо обеспечить равный доступ к образованию и медицине высокого качества, одновременно предоставляя хорошие рабочие места для всех – вне зависимости от социального положения семьи, и вместе с тем удостовериться, что возможности индивидуального роста будут использованы.
Важное условие достижения SDG – всеобщая включенность в их достижение, поэтому в мире, где к 2047 году количество людей старше 60 превысит количество детей до 16 лет, важно понять, что такое старение, как именно могут участвовать пожилые люди в экономике, и дать им эту возможность. Неучтенный потенциал старшего поколения – вклад бабушек и дедушек в воспитание внуков, участие в волонтерских инициативах, неденежная помощь семье. Пожилые люди – это преподаватели, фермеры, атлеты, биржевые брокеры, лауреаты Нобелевской премии, но в то же время они подвержены хроническим болезням и социальной уязвимости.
Финансовое благополучие людей старше 60 – доступ к государственным институтам заботы о пожилых, лучшее питание, лучшие медицинские услуги – освобождает время младших поколений для образования, оплачиваемой работы.
Неучастие женщин в экономике – это также упущение рабочего потенциала, таланта, ресурсов экономического роста. Основная причина формальной незанятости женщин – традиционные гендерные стереотипы. Как следствие, практически во всех странах женщины делают больше неоплачиваемой домашней работы, чем мужчины, имея меньше времени для оплачиваемой работы, особенно после рождения детей. В то же время, по мнению ОЭСР, формальная занятость женщин на рынке труда привела бы к увеличению дохода семьи, к снятию ответственности с мужчины как с добытчика, равному участию обоих родителей в воспитании детей.
Несовершенство системы регулирования финансового сектора также вносит вклад в расслоение общества. Пятидесятилетняя история использования кредита в странах ОЭСР, как ни странно, связана с уменьшением ВВП на 0,3% в долгосрочной перспективе, и среди причин – чрезмерная свобода финансового рынка (которая привела к выдаче большого количества необеспеченных кредитов), неоптимальная структура кредита (например, кредитование частных лиц сыграло в кризисе 2008 года большую роль, чем предоставление займов компаниям), неадекватные возможностям банков гарантии (экономики стран, где убытки от кризиса понесли не только банки, но и вкладчики, пострадали меньше, чем те, где вкладчики не понесли убытков).
Возможен ли рост экономики при одновременной заботе об окружающей среде? Согласно мнениям экспертов ОЭСР, возможен: страны с более жесткой политикой в отношении защиты окружающей среды проигрывают по показателям продуктивности только в грязных производствах, компенсируя этот эффект за счет успешности в менее разрушительной для окружающей среды деятельности. Неспособность компаний адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса является скорее показателем их неэффективности и неконкурентоспособности.
Более того, цена изменения экологической политики может различаться. Оптимистичный пример – Индонезия, находящаяся под угрозой серьезных климатических изменений, до недавнего времени получала значительные субсидии для покупки ископаемого топлива. Однако исследование, проведенное в рамках NAEC, показало, что страна сможет не только увеличить ВВП на полпроцента к 2020 году, но и улучшить положение бедных семей, если топливные субсидии будут заменены денежными субсидиями и продовольственной помощью.
 


Специализация производств и объединение предприятий разных стран в глобальные цепочки добавленной стоимости (GVC), сращение сфер производства товаров и услуг и развитие цифровых технологий позволяют говорить о новой технологической революции. Технология 3D-печати, разработка топливных материалов биологического происхождения, Интернет вещей, инновации, основанные на анализе больших массивов данных (big data innovations) – их использование может значительно ускорить развитие мировой экономики, и задача ОЭСР в этом контексте – помочь разработке политики, которая бы поставила эти процессы на службу всеобщего развития и благосостояния.
Однако это станет и вызовом для работников и компаний: преуспеет тот, кто сможет адаптироваться к меняющимся условиям нового мира.
При попытке достижения 17 целей и их 169 подпунктов SDG нельзя забывать, что одной из основных задач программы является сохранение глобальной перспективы, которая легко теряется в процессе решения текущих экономических и социальных задач. Инструмент, который может оказаться полезным в этом контексте, – Центр управления (Centre of Government) – неспециализированный (в отличие от других министерств) орган, оказывающий непосредственную поддержку президенту или премьер-министру. В числе преимуществ Центра управления политический нейтралитет, а также авторитет, достаточный для нерекомендательных, реальных изменений в министерстве, специализация на координировании процессов. Именно такой Центр может стать тем органом власти, который будет отвечать за межправительственное и межгосударственное взаимодействие в контексте SDG.
Таким образом, цель этого сборника – создать теоретическую основу для понимания механизмов работы мировой экономики и разработки стратегии устойчивого развития, в центре которой благополучие для всех за счет всеобщего вклада в экономический рост. SDG является попыткой обозначить операциональные и универсальные цели для трансформации экономик всех стран. NAEC, в свою очередь, выступает инструментом, позволяющим определить уникальные для каждого государства пути их достижения. Эксперты ОЭСР верят, что мировая экономика будущего будет основана не на безудержном потреблении, а на тщательном учете базовых потребностей общества, что подчеркивает необходимость разработки качественно новых инструментов для лучшей жизни.

Екатерина ИВАНОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.