• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коррупция в добывающих отраслях в рамках цепочек создания стоимости


Разрушительный экономический эффект, приносимый коррупционной активностью, на протяжении сравнительно длительного периода остается в фокусе внимания как растущих и развивающихся, так и развитых стран. При этом коррупция особенно опасна в добывающих отраслях экономики. Всевозрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам, разнообразие юридических основ деятельности акторов добывающего сектора и его международно-ориентированный характер делают данную сферу исключительно подверженной риску возникновения коррупции.



В рамках Инициативы ОЭСР о ведении политического диалога по вопросам развития, основанного на использовании природных ресурсов, была разработана типология рисков, возникающих в добывающих отраслях на всех звеньях цепочек создания стоимости, а также разработаны советы по проведению превентивных мер политики и действий, направленных на сглаживание результатов коррупционной деятельности.
Среди общих рисков для всех звеньев цепочек создания стоимости выделяются пробелы в законодательной системе, высокая политизированность принятия решений о разработке ископаемых, неверное распределение функций государственного управления в отрасли, отсутствие систем мониторинга на уровне фирм, непрозрачность в вопросах бенефициарной собственности.
На этапе принятия решения о начале добычи ископаемого недостаточность сведений о ресурсном потенциале страны и возможных экономических и экологических эффектах, а также низкая вовлеченность ответственных министерств являются факторами риска со стороны государства. На уровне фирмы вовлечение в коррупционные схемы может быть связано с желанием получить большую доходность за больший риск в фазу, предшествующую вливанию инвестиций. 
На этапе передачи прав на добычу минералов, нефти и газа возникновение коррупционных рисков сопряжено, в частности, с отсутствием транспарентности при ведении переговоров, неполнотой законодательного регулирования процесса, чрезвычайно высокими барьерами входа на соответствующий рынок. Одним из наиболее необходимых шагов для правительства является разработка прозрачной и всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей процесс передачи прав.
Этап регулированияи управления операциями является периодом возможного возникновения коррупции как результата сговора между поставщиками и потребителями промежуточной продукции. Исследование утверждает, что во избежание коррупции необходимо сделать прозрачным процесс снабжения товарами и услугами как на этапе отбора поставщиков, так и в ходе дальнейшего взаимодействия с ними. Кроме того, возможно взяточничество при составлении аудиторской отчетности, незаконной добыче и краже ресурсов, что может быть предупреждено путем ужесточения контроля за подделкой документов и разработки системы сертификатов для доступа к добыче ресурсов.
Получение прибыли также заключает в себе коррупционные риски. К примеру, возможно взяточничество ради предоставления более благоприятного налогового режима. Непрозрачность налогового законодательства и требований к финансовой отчетности также создает перспективы для возникновения хищений и незаконного присвоения частным лицом части прибыли. Среди мер по борьбе с коррупцией можно также назвать разработку четких стандартов отчетности, ужесточение мониторинга за выплатой налогов.
Регулирование финансовых потоков во многих странах осуществляется специально создаваемыми фондами, официальной целью которых является повышение национального экономического благосостояния. В действительности выбор направления инвестиций не всегда обусловлен этой целью. Более рискованные и менее перспективные проекты, так называемые белые слоны, могут быть профинансированы в результате применения схем коррупционного характера. Другим подверженным риску этапом является, к примеру, распределение субсидий между национальными фирмами и зарубежными компаниями-партнерами. Для предотвращения данных рисков рекомендуется сохранять контроль над действием фонда на всех этапах его функционирования.
На этапе использования прибыли и проведения социальных проектов также существует риск недобросовестного использования фондов: их деятельность может быть организована не в соответствии с приоритетами местного и национального развития. Кроме того, преступные схемы могут вовлекать также и властные структуры, призванные следить за исполнением стратегий экономического развития. Возможным решением, по мнению экспертов ОЭСР, является переход к открытому электронному формату общения между бизнесом и властью в ходе проведения конкурсных государственных закупок. Средства, направляемые государством в фирмы добывающей отрасли для финансирования социальных проектов, могут быть также потрачены иным способом. Конкретизация целевых проектов и контроль над их исполнением могут быть рычагами препятствования коррупции.
В целом важно понимать, что борьба с коррупцией должна быть организована не только государством, но и находить поддержку на уровне фирм, которые в результате установления «равных условий игры» и транспарентной системы регулирования также останутся в плюсе.
Кроме того, представляется чрезвычайно важным реальное исполнение принимаемых на государственном уровне решений, что позволит воплотить в жизнь предлагаемые меры по борьбе с коррупцией.
В России в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции последняя признана одной из системных угроз национальной безопасности. Согласно этому в последние годы был принят ряд мер как на государственном уровне (были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточившие наказание за дачу взятки), так и на уровне бизнес-структур (подписание Антикоррупционной хартии российского бизнеса в 2012 году в Сочи).



Тем не менее, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ в период с 2012 по 2015 год число осужденных в уголовных делах коррупционной направленности неуклонно росло и составило 11499 человек в 2015 году (в 2012 году – 6014).
Кроме того, росли и размеры сумм взяток: если в 2012 году в результате принятия взятки в размере свыше 1 млн рублей было осуждено 76 человек, то в 2015 году их число составило 106 человек.
Ярким примером коррупционной активности государственных чиновников стало размещение объявлений о проведении тендеров на едином портале государственных закупок, содержащих вперемешку буквы латинского и русского алфавита.
Такое написание позволяло проводить конкурс лишь среди ограниченного числа заранее осведомленных компаний; непосвященные же потенциальные участники оказались лишены возможности принятия участия в торгах. Таким образом, борьба с коррупцией в России и мире еще далека от победного конца.
 
Анастасия МАТЮХИНА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.