• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформа экономических инструментов управления водными ресурсами Киргизии


Вода является важным фактором экономического роста, здоровья населения и состояния окружающей среды. Рациональное управление водными ресурсами на сегодняшний день представляет собой основной вызов для правительств со всего мира.
Проблемы в этой сфере многочисленны и сложны: миллиарды человек не имеют доступа к питьевой и канализационной воде, растет конкуренция между различными пользователями водных ресурсов, требуются значимые инвестиции в поддержание и совершенствование водной инфраструктуры. Данные проблемы не только распространяются на страны – члены ОЭСР, но и актуальны для остального мира. В этой связи специалисты ОЭСР подготовили ряд докладов, в которых проводится анализ различных аспектов управления водными ресурсами с точки зрения экономики, финансов и государственного управления. В рамках данной серии докладов был опубликован отчет ОЭСР, представляющий собой свод рекомендаций по реформе экономических инструментов управления водными ресурсами Кыргызстана, в частности по тарифам на городское водоснабжение и канализацию, на воду, предназначенную для ирригации, по налогам на загрязнения и водозабор для предприятий, по специальному земельному налогу для Иссык-Кульского заповедника, а также по налогам и таможенным пошлинам на продукты, способствующие загрязнению воды. Для каждого инструмента определена и оценена возможная альтернатива, приведены рекомендации и план действий для выбора наилучшей опции. 
Как участник Национального диалога по политике в области водных ресурсов, проводимого совместно с Водной инициативой Евросоюза, Кыргызстан взял обязательства стимулировать использование экономических инструментов в менеджменте водными ресурсами, для того чтобы повысить эффективность управления поверхностными и подземными водами, включая улучшение их качества. Реформы призваны сбалансировать растущий спрос на воду (поскольку экспортно-ориентированное сельское хозяйство и туризм являются основными источниками экономического роста в Киргизии) и доступное предложение чистой воды (водные запасы должны, вероятно, упасть после 2050 года из-за негативных последствий изменения климата). Таким образом, реформы должны обеспечить больший уровень безопасности водных ресурсов (сейчас многие фермеры испытывают недостаток воды). Кроме того, реформы должны сделать водный сектор более финансово автономным и менее зависимым от государственной поддержки.
Данный отчет дополняет предыдущие работы ОЭСР по Кыргызстану и содержит рекомендации по введению и реформированию следующих экономических инструментов для водного менеджмента, определяемых как приоритетные в рамках Национального диалога: налог на забор поверхностных вод, сборы за загрязнение окружающей среды, тарифы на ирригацию, специальный земельный налог на Иссык-Кульский государственный заповедник, тарифы на городское водоснабжение и канализацию, продуктовый налог (включая импортные пошлины) на выбранные продукты, потребление которых приводит к загрязнению водных ресурсов.
Для каждого инструмента определены потенциальные последствия и дана оценка реализации различных сценариев реформ в терминах экологии, экономики, социологии, финансов.
Программа мероприятий к соответствующим реформам представлена в виде проекта в плане действий.

Основные результаты
1. Реализация предлагаемых рекомендаций поможет мобилизовать дополнительные устойчивые финансовые ресурсы, доходы государственного бюджета и тарифы будут способствовать большей финансовой устойчивости для водоснабжения Киргизии и снизят зависимость ирригационной системы от государственных субсидий.
2. Введение налога на забор поверхностных вод для потребительского и непотребительского использования (изначально только для крупных промышленных предприятий и гидроэнергетических станций) не только значительно увеличит доходы государственного бюджета (от 390 до 2,5 млрд киргизских сомов в год), но и создаст стимулы для совершенствования эффективности использования воды.
3. Введение сбора за загрязнение окружающей среды поможет сократить загрязнение воды из точечных источников. Загрязняющие вещества, способствующие рассеянному загрязнению воды, включают пестициды, минеральные удобрения, машинную смазку, состоящую из нефтепродуктов. Введение налога и таможенных пошлин на продукты, в частности на сельскохозяйственные химикаты (например, пестициды), ставка процента которых будет зависеть от степени токсичности, поспособствуют сокращению рассеянного загрязнения воды в Киргизии. Дополнительные государственные доходы, созданные благодаря этому инструменту (приблизительно 50–85 млн сомов в год), помогут увеличить эффективность государственной поддержки сельского хозяйства и водного сектора (например, создать более эффективную ирригационную систему и совершенную сельскую инфраструктуру, включая водоснабжение и канализацию в деревнях). 
4. Введение нового, увеличенного и дифференцированного, земельного налога в районе Иссык-Кульского озера поможет взимать часть ренты с экологической и рекреационной ценности земли Иссык-Кульского заповедника. И наконец, доходы в бюджет с повышенного земельного налога (приблизительно 164 млн сомов в год) повысят эффективность управления водными ресурсами, а также в области экологии и социальной сферы. 
5. Финансовая устойчивость водных ресурсов (ирригации, водоснабжения и канализации) должна быть достигнута через изменение тарифов на использование воды (введение двойного тарифа с фиксированной плавающей компонентой, зависящей от объема), а также с помощью увеличения ставок тарифа.
Эти амбициозные цели управления водными ресурсами могут быть применены с помощью соответствующих последовательных мероприятий, обозначенных в плане действий для каждого экономического инструмента. Такой хорошо продуманный подход к постепенным реформам поможет справиться или сократить политическое сопротивление предложенным мерам. В отчете подчеркивается, что предложенные реформы не будут оказывать значительный негативный эффект на экономику (например, на бизнес, потребителей, домохозяйства, определенные регионы или сектора, инновации и исследования), к тому же поэтапная и упорядоченная реализация принесет положительный эффект для экологии, государственного бюджета и общества в целом. В итоге реформы в области водного менеджмента будут способствовать реализации других, более обширных целей Киргизии, таких как развитие туризма и экспортно-ориентированного сельского хозяйства. Более того, снижение зависимости управления и обслуживания водоснабжения от государственных инвестиций высвободит значительные объемы государственных финансов, которые могут быть направлены на капитальные инвестиции в ремонт и развитие водной инфраструктуры. 
 
Мария МАРТЫНОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.