• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

15-я встреча участников экспертной сети NESLI

14–16 марта 2016 года в Лиссабоне состоялась пятнадцатая встреча сети NESLI, посвященная различным вопросам – начиная от публикации «Взгляд на образование 2016» и заканчивая возможностью использования данных международных проектов, реализуемых ОЭСР, в работе группы.

На встрече был рассмотрен пул основных вопросов, которые затрагивали целый ряд тем.
Португальская образовательная система: плюсы и минусы

В настоящий момент португальская образовательная система направлена на реализацию стратегии охвата общим образованием всего населения страны. В самом начале реализации данной стратегии возникло несколько проблем. Во-первых, наблюдалась недостаточная укомплектованность штата учителями. Во-вторых, необходимо было создать развитую инфраструктура. В-третьих, срок обучения в общей школе был небольшим (до 4-го класса).

Прежде всего для решения проблем был увеличен объем финансирования системы общего образования, результаты которого очевидно улучшили общую ситуацию. На данный момент каждый пятый ребенок охвачен общим образованием. Также была разработана новая методология тестирования и оценки, национальная программа подготовки учителей и стратегия развития библиотек.

По словам João Costa, государственного секретаря по образованию, предикторами успеха стали предоставление частичной автономии школьной системе, а также система факультативных занятий для учащихся. Школы теперь ориентированы на различный контингент учащихся и их потребности, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, среднее профессиональное образование, профессиональные школы.

В течение долгого времени наблюдался высокий уровень выбывших (36%) и оставшихся на второй год обучения (около 50% всех обучающихся как минимум один раз оставались на второй год). Особенно высокий процент оставшихся на второй год наблюдался в 6-м, 7-м и 10-м классах (34%). Была разработана национальная программа при поддержке министерства образования о предоставлении определенной автономии школам для разработки локальных/местных программ обучения, в рамках которых могли быть заключены контракты с министерством на получение дополнительных ресурсов для реализации обучения. Кроме того, социально-экономические условия оказывали сильное влияние на успешность обучения. Была разработана стратегия социальной поддержки учащихся с низкими доходами, в которую вошло предоставление бесплатных учебников, спортивных секций и факультативных занятий. Кроме того, реорганизация общего профессионального образования также состояла в том, что теперь учащийся мог в процессе обучения поменять специализацию в течение двух лет после наступления 15 лет.

Запрос на высшее образование

В прошлом году группой NESLI было предложено внести изменения в представление опросников по исследованию запроса учащихся на высшее образование. Предлагалось разделить исследование на два опросника для повышения гибкости условий и времени проведения. На текущей встрече обсуждались окончательный вариант пилотной версии двух инструментов оценивания и график проведения исследования. Изменения в основном коснулись визуализации и интерфейса.

Индикатор «заработная плата ППС»

Группа NESLI проводит обширную работу по формированию индикаторов. Одним из направлений с 2012 по 2015 год стала разработка индикатора «заработная плата ППС». Задачей стала оценка принципиальной возможности разработки индикатора и его функционирования. Для реализации задачи было проведено пилотное исследование в странах, которые выразили желание принять участие, и основное исследование в 2015 году, результаты которого были представлены в публикации «Взгляд на образование 2015». После чего инструмент исследования был еще раз переработан для предоставления возможности использования всеми странами, а в начале 2016 года была собрана дополнительная информация по включению данных и их доступности. В 2016 году 32 страны приняли участие в исследовании, которое включило в себя:

– концепцию структуры системы заработной платы;
– состав компенсаций ППС;
– оценку среднегодовых текущих заработных плат ППС;
– возможность стран предоставлять данные по заработным платам ППС с разбивкой по дополнительным категориям.

Также обсуждались вопросы объема размещаемых данных, графиков и таблиц в печатной и интерактивной версиях.

Education GPS platform

Одним из интерактивных инструментов (OECD tools), разработанных ОЭСР, является навигационная система по образованию (Education GPS platform), которая играет роль источника ОЭСР для проведения международных сопоставлений данных и анализа образовательных политик и практик, их возможностей и результатов. Доступ к системе в режиме реального времени позволяет получить самую первую информацию о том, какую работу проводят страны по развитию высококачественных и доступных образовательных систем. Таким образом, система дает неограниченный доступ к данным ОЭСР по различным тематикам в области образования – начиная от навыков и заканчивая благополучием. Кроме того, представленные данные не являются конечным набором и постоянно обновляются и дополняются.

В Education GPS platform представлены три опции: анализ по стране (analyse by country), изучение данных (explore data), обзор образовательных политик (review education policies). Анализ по стране дает возможность выбрать необходимые индикаторы из набора имеющихся индикаторов образования и других данных для создания собственного индивидуального отчета по стране, а также получения необходимой информации о каких-либо фактах, развитии и результатах. Изучение данных позволяет найти специфические индикаторы образования по выбранной теме, настроить выбор в зависимости от возраста или уровня образования, а также сравнить результаты при помощи интерактивных графиков и таблиц. Обзор образовательных политик позволяет исследовать мировую образовательную политику, получить краткий обзор ключевых моментов по широкому кругу вопросов в области образования, а также получить доступ к публикациям и страницам.

На встрече были представлены обновления системы, сделанные за последнее время. В рамках опции анализ по стране появились графики и дополнительные данные. В опции изучение данных теперь можно использовать в анализе более чем 400 переменных. В обновленном варианте появились переменные, данные и обзор политик, связанные с новой Международной стандартной классификацией образования (МСКО), зарплатами учителей и их образовательным и профессиональным развитием, учащимися, происходящими из среды мигрантов, информацией о студентах с низкой успеваемостью, гендерным неравенством в образовании и др.

Кроме того, в настоящий момент ведется работа по усовершенствованию представления стран по запросу пользователя. В новой версии предлагается добавить несколько компонентов:

· описание страны:детальное описание образовательной системы каждой страны, включая географические, демографические характеристики и систему управления государством;
· структура и вовлеченность: удельный вес основного/профессионального, государственного и частного секторов, основные образовательные маршруты учащихся, отсев и повтор, продолжительность программы обучения (если имеется гибкость в продолжительности обучения), экзамены и сертификаты, точки выхода на рынок труда;
· финансирование и ряд других.

Для России было бы важно активно включиться в работу по подготовке данных для Education GPS platform, так как данные, предоставляемые для системы, также используются при подготовке ежегодных обзоров «Взгляд на образование» (Education at a glance), «Обзор образовательной политики» (Education Policy Outlook) и «Обзор навыков» (Skills Outlook). Кроме того, наличие российских данных в международной системе позволяет вывести российское образование на иной уровень, повысить его прозрачность и конкурентоспособность на международном образовательном рынке. В настоящий момент представленность российских данных находится на низком уровне.

Среднее профессиональное образование в Португалии на примере сети среднего профессионального образования Escola Professional Gustave Eiffel

Среднее профессиональное образование в Португалии предоставляет обучающимся двойную квалификацию, т.е. возможность получать как профессиональную, так и академическую специализации. Таким образом, после окончания данной ступени обучения выпускники могут как получать высшее образование, так и работать. Кроме того, они имеют возможность и работать, и учиться. Около 10–15% выпускников предпочитают совмещать работу и учебу после окончания среднего профессионального образования.

Сеть профессиональных школ имени Гюстава Эйфеля (EPGE) была основана в 1989 году с целью укрепления профессиональной и технической подготовки в Португалии.

Основными блоками обучения являются: социальный, технический и научный. Система характеризуется следующими составляющими:

– модульной системой, состоящей из небольших модулей;
– методологией рабочего проекта;
– технологическими проектами;
– подтверждением профессионального соответствия;
– образовательной автономией в подготовке и обновлении технической части образовательных программ;
– экспериментальным/тестовым компонентом;
– прямыми связями с бизнесом;
– разными стартовыми возможностями учащихся и их учетом при обучении;
– постоянной поддержкой и мониторингом учащихся;
– обучением в процессе прохождения практики;
– обучением по месту работы.

Размеры школ данного уровня обычно средние, так как для Португалии характерно тесное общение персонала с каждым учеником, его друзьями, семьей и т.д. В классе, как правило, 24–30 учеников.

Интересно, что в реализации образовательных программ профессиональное образование имеет частичную автономию. В рамках курса практическая часть может быть разработана и реализована без согласования с государственными органами, исходя из быстроменяющейся текущей ситуации развития в различных областях. Например, если были разработаны или усовершенствованы какие-либо технологии, то школа может их внедрить на свое усмотрение. Однако дополнительное финансирование таких инициатив не осуществляется.

Техническое обеспечение реализации программ находится на достаточно высоком уровне. Например, в курсе обучения медицине учащиеся практикуются на тренажерах, используют различные техники оказания первой помощи в оборудованных специальной техникой помещениях.

Также обучающие программы могут быть разработаны по запросу работодателей и включают: взаимодействие с компанией, цели, интервью обучающегося представителем компании (выбор кандидата должен быть подтвержден компанией), план деятельности (разрабатывается и корректируется в процессе обучения), мониторинг реализации плана деятельности учителем и специалистом-практиком, финальная оценка учителем и специалистом-практиком, возможность для студента остаться в данной компании.

Оценка актуальности программы происходит по следующим индикаторам:

– количество студентов успешно завершивших обучение;
– уровень занятости;
– время, необходимое для получения первой работы после окончания обучения.

Кроме непосредственно обучения важным компонентом является развитие, так называемых soft skills с помощью факультативных занятий. Примером может служить организация выставок, на которые учащиеся могут пригласить членов своей семьи. Также два раза в год выпускается журнал для учащихся. Кроме того, проводятся различные соревнования, конференции и лекции по текущей проблематике, на которые приглашаются представители бизнеса и власти. В некоторых случаях компании могут передать в бесплатное пользование определенную технологию, на основе которой учащиеся разрабатывают прототипы.

Еще одной особенностью является реализация проекта Eiffel Citizen, который направлен на воспитание гражданских чувств и солидарности. Проект был разработан с целью усиления связи между школой и гражданским обществом. Участие в программе может принять любой учащийся независимо от его социального положения. Реализация программы позволила вовлечь в данную активность учащихся, испытывающих дефицит поддержки семьи.

Результатами инициативы стали более высокие показатели социальной интеграции, академического совершенствования, повышения самооценки, чувства собственного достоинства, профессиональной самооценки, способности работать в группе, снижения количества выбывших, академической успешности.

Заметки на полях
§ В проекте TALIS появилась новая опция – video study of teaching practices, первая встреча по которой состоялась 2–4 мая в Вашингтоне, США.
§ В 2017 году предлагается оценить благополучие учащихся в PISA.
§ 28 июня будет выпущен отчет о втором цикле PIAAC.
§ Планируется пересмотр Handbook for Internationally Comparative Education Statistics 2004.
 
Елена САБЕЛЬНИКОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.