• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Релокализация: миф или реальность?

Перенос производства и, соответственно, рабочих мест из развитых в развивающиеся страны был предметом острых дискуссий в последние десятилетия. Однако в последние годы международные компании из стран ОЭСР все чаще переносят свои производства обратно «домой», что послужило причиной появления термина «релокализация», или «решоринг», означающего процесс возврата выведенных за рубеж производств на родную землю. Несколько громких примеров, иллюстрирующих данный процесс, стали предметом многих академических исследований, включая и новую публикацию ОЭСР «Reshoring: Myth or Reality?».
 
Так, американская корпорация General Electric снова собирает промышленные батареи в Скенектади, штат Нью-Йорк, а пылесосы и сушильное оборудование – в штате Кентукки. Другой производитель электроники Whirlpool также переводит свои фабрики из Мексики в Америку. Apple построила заводы на территории штата Аризона и в городе Остин, штат Техас. Googleв настоящее время также производит смартфоны в Техасе, а сборку Google Glass осуществляет на заводе в Санта-Кларе, в Калифорнии. Компания General Motors вернула производство в Луисвилл, штат Кентукки.
 
Среди других промышленных гигантов, снова запустивших свое производство на территории США: Ford, Starbucks, Caterpillar, Tesla Motors, Otis Elevator Company, Master Lock Company. В общей сложности более 100 американских корпораций вернули свое производство из развивающихся стран на родину. И даже немецкая BASF, китайская Lenovo, чилийская Methanex, египетская Orascom строят теперь свои заводы в США.
 
Что касается Европы, такие крупные корпорации, как Philips, Siemens, Alcatel-Lucent,Ericsson собираются вернуть свои производства на территорию Старого Света. А финская компания Nokia, ушедшая с рынка мобильных телефонов, согласно своей новой бизнес-стратегии будет производить телекоммуникационное оборудование, создавать карты местности и геолокационные сервисы. И все это – как производство оборудования, так и разработка карт и сервисов – будет сконцентрировано в Европе.
 
Для объяснения данного феномена обратимся к теории. Так, согласно теореме Рыбчинского, в условиях свободной торговли страна начинает специализироваться на производстве тех товаров, в отношении которых у нее есть сравнительное преимущество по факторам производства. Таким образом, если в стране преобладает дешевый ручной труд и недостаточно технологий, то страна начнет производить трудоемкий товар.
 
В 1980-е годы на пижамах, продающихся в США, был пришит ярлык: «Ткань произведена в США, скроено и сшито в Гватемале». Текстильное производство – это механизированная отрасль, поэтому ткань производилась в США. Кройка тоже была механизированным процессом, но требовала небольших партий, иначе страдали точность кроя и качество изделия. Поэтому кройкой деталей и шитьем пижам занимались низкооплачиваемые рабочие Гватемалы. В 1990-е годы на пижамах появились новые ярлыки: «Ткань произведена и скроена в США, сшито в Гватемале». Лазерные технологии позволили кроить ткань большими партиями с большой точностью, и нужда в дешевом труде отпала.
 
Данный пример иллюстрирует теорию, выдвинутую норвежским экономистом Эриком Райнертом, согласно которой рыночные механизмы «маршрутизируют» все процессы, поддающиеся автоматизации, в развитые страны, обладающие технологиями, а процессы, с трудом поддающиеся автоматизации, – в развивающиеся.
 
По мере технического прогресса, если какие-то виды работ становятся доступны для автоматизации, то развитые страны стремятся вернуть их «домой». Например, на данный момент сборкой мобильных телефонов из готовых комплектующих занимается Китай. Возможно, в будущем появятся такие технологии 3D-печати, которые позволят печатать мобильные телефоны и прочую электронику большими партиями и без привлечения ручного труда. В этом случае в целях охраны ноу-хау развитые страны, построив высокотехнологичный завод, станут сами производить данную электронику по полному циклу до тех пор, пока эта технология не станет настолько доступной, что ее начнут перенимать развивающиеся страны.
 
Данный пример является и иллюстрацией к теории жизненного цикла продукта Раймонда Вернона о том, что каждый новый продукт проходит четыре стадии: внедрение, рост, зрелость и упадок. Своей теорией Вернон объяснил, почему страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях его жизненного цикла.
 
Феномен релокализации сейчас является предметом интенсивных дискуссий, многие даже утверждают, что время, когда компании перемещали части своего производственного процесса за пределы страны, в которой они находились, так называемый офшоринг, подходит к концу. Однако все-таки существуют люди, не согласные с данной точкой зрения, в частности, ведутся дискуссии относительно охвата данной тенденцией различных стран и количества рабочих мест, которые могут быть вновь созданы. В то время как политические деятели надеются, что решоринг поспособствует восстановлению темпов производственного роста, до сих пор неясно, какие меры, стимулирующие данный процесс, будут приняты.
 
Аналитики Секретариата ОЭСР также исследовали данную тенденцию и выпустили публикацию под названием «Релокализация: миф или реальность», включающую подробный анализ и содержательные выводы о процессе возврата производств в развитые страны.
 
Данный документ направлен на то, чтобы объединить существующую информацию о решоринге, оценить масштаб данного феномена, его влияние на различные предприятия и на экономику в целом, выяснить причины, которые побудили компании вернуть свое производство обратно «домой», а также проанализировать действия, предпринятые правительствами стран ОЭСР в отношении данного процесса.
 
Размытое преимущество в затратах в развивающихся странах, недооценка итоговой стоимости переноса производства, необходимость в нахождении в близости к клиентам, а также в инновациях и защите интеллектуальной собственности послужили в последние годы факторами, подстегнувшими возвращение производства в развитые страны.
 
Решоринг позволит развитым странам ОЭСР создавать добавленную стоимость, рабочие места, повысить конкурентоспособность производства и увеличить инвестиции в данные страны. Преимущества решоринга заставили правительства развитых стран предпринять ряд инициатив и мер для поддержки этого процесса.
 
Тем временем споры относительно того, насколько реальна данная тенденция, продолжаются. Некоторые предсказывают, что релокализация станет главным трендом начала XXI века, в то же время многие скептики указывают на малое количество компаний, решившихся на возврат производства домой.
 
Тем не менее авторы публикации доказывают, что феномен решоринга действительно существует и следует изучить перспективу его развития.
 
Тогда как опросы компаний и немногие случаи демонстрируют наличие тренда решоринга, агрегированные данные, собранные авторами исследования, доказывают, что этот процесс пока еще имеет ограниченный эффект на национальные экономики. Заявления о том, что возврат производства в развитые страны приведет к росту рабочих мест, не получили поддержки, зато было доказано, что релокализация скорее послужила причиной для дополнительных капиталовложений не только в родные для компаний страны, но и в соседние государства. Эти инвестиции были направлены в высокотехнологичные сектора экономики, такие, например, как робототехника, именно поэтому было создано малое количество дополнительных рабочих мест, которые к тому же требовали высококвалифицированных специалистов.
 
Авторы исследования утверждают, что феномен решоринга вовсе не означает, что компании прекратят размещение производства в развивающихся странах или вернут обратно свою производственную деятельность в развитые страны, повысив объем производства в странах ОЭСР до уровня 1970-х или 1980-х годов. Так называемый офшоринг все еще имеет место, но в то же время наблюдается и развитие процесса релокализации.
 
Тем не менее офшоринг имеет более важное значение для компаний. Близость к рынкам сбыта является главным стимулом для международных инвестиций, привлекательность развивающихся стран также объясняется большим объемом их экономик и значительными темпами роста их рынков. Однако после долгих лет офшоринга и аутсорсинга компании все чаще стремятся диверсифицировать свои бизнес-стратегии и рассматривают больше альтернатив созданию своего производственного процесса.
 
Длина и сложность глобальных цепочек создания стоимости подвергают компании к высокому уровню риска сбоя поставок из-за неблагоприятных шоков и делают их менее гибкими к изменениям в предпочтениях потребителей.
 
Региональная ребалансировка некоторых глобальных цепочек создания стоимости позволит сделать производственный процесс более распределенным и устойчивым. Более того, ожидается, что производство будет сконцентрировано ближе к потребителям и в развитых, и в развивающихся странах.
 
Изменения в структуре издержек, факторы спроса и технологии заставляют производство базироваться в определенных регионах. Для одних товаров низкие издержки на рабочую силу и длинные цепочки создания ценности продолжат оставаться важным конкурентным преимуществом, однако производство других товаров и услуг будет более концентрированным на региональном уровне.
 
Мария МАРТЫНОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.