• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблематика развития человеческого капитала в исследованиях ОЭСР

Для стабильного развития экономики общества важно научиться в полной мере использовать имеющиеся навыки, «защищать» их от устаревания, несоответствия  актуальным практическим задачам, а также постоянно уделять внимание другим факторам экономического прогресса. Проблематика, связанная с человеческим капиталом, взаимодействием науки, образования и бизнеса, эффектами этого взаимодействия для развития экономики и общества, в последние годы приобрела статус приоритетной в глобальной и национальной политической повестке. В связи с актуальностью этой проблемы для нашей страны российским управленцам и экспертам полезно изучать исследовательские методы и рекомендации специалистов ОЭСР по стратегическим направлениям развития, а также новые подходы к изучению и развитию кадров инновационной экономики.

Многочисленные и многолетние теоретические и эмпирические исследования доказали, что человек – это главная производительная сила любой экономики, оказывающая значимое влияние на темпы роста, производительность, доходы и другие ее параметры.
 
Знания, которыми обладают люди, являются предметом острой глобальной конкуренции. Это означает, что формирование человеческого капитала (организация труда и создание условий для роста его продуктивности; улучшение и расширение компетенций работников, повышение качества жизни и др.) остается ключевым вопросом государственной политики любой страны. Не только сами работники и их наниматели, но и управленцы всех уровней должны постоянно думать о том, какие знания и компетенции необходимы сегодня, какие будут полезны завтра, как их поддерживать, улучшать и применять на практике.
 
Одновременно исследования международных экспертов показывают, что наличие креативных людей, умеющих критически мыслить, грамотно представлять свои идеи, а также высокий уровень образования в целом далеко не всегда автоматически приводят общество к устойчивому росту и процветанию. Для стабильного развития важно научиться оптимально использовать имеющиеся навыки, «защищать» их от устаревания, «истощения», несоответствия актуальным практическим задачам, а также постоянно уделять внимание другим факторам экономического прогресса.
 
Среди путей разрешения этого противоречия в зарубежных странах используются самые разнообразные подходы: от вполне традиционных до весьма опосредованных.
 
Однако до окончательного решения проблемы еще далеко – возникают новые ограничения и вызовы, требующие от политиков более развернутой повестки, более эффективных регуляторов.
 
Эксперты ОЭСР ведут исследования в области человеческого капитала на постоянной основе и с применением разнообразного эмпирического и аналитического аппарата. Такие работы считаются очень перспективными и актуальными в рамках всей исследовательской тематики данной международной организации. Их результаты подтверждают тесную взаимосвязь между экономическим ростом, инновациями и качеством человеческого капитала.
 
Очевидно, что в рамках одного небольшого информационного материала невозможно представить все направления передовых разработок ОЭСР. В настоящем выпуске внимание будет привлечено к исследованиям, осуществляемым в рамках Новой инновационной стратегии ОЭСР или так или иначе сопряженным с этим документом.
 
Результаты исследований ОЭСР наглядно показывают, что инновации могут стабильно развиваться при наличии и поддержке со стороны государства, других экономических акторов:
 
– квалифицированной рабочей силы, людей, способных придумывать и адаптировать к рынку и потребностям общества новые технологии;
– благоприятной бизнес-среды, в которой поддерживаются инвестиции в технологии и интеллектуальный капитал, а также «эксперименты» компаний с новыми идеями и бизнес-моделями;
– эффективной системы создания и распространения знаний через механизмы развития человеческих ресурсов, трансфера технологий, инвестиций в инфраструктуру экономики знаний;
– широкого спектра инструментов, стимулирующих инновационную активность предприятий.
 
Несмотря на то что позитивная корреляция между качеством человеческого капитала и доходами, продуктивностью и экономическим ростом давно доказана в теории и практическими измерениями, общий и глубокий контекст представления (и изучения) проблематики развития человеческого капитала совместно с инновациями и технологиями только начинает просматриваться.
 
Ключевые направления развития человеческого капитала
Важнейшие направления развития человеческого капитала были сформулированы экспертами ОЭСР в обзоре стратегий развития компетенций еще в 2012 году и включали такие области, как:
 
·       развитие актуальных навыков (поддержание стабильного количественного и качественного предложения необходимых компетенций – ориентация на спрос работодателей);
·       увеличение/улучшение предложения труда (упрощение процесса поиска работы; контроль над обеспечением нормированных условий труда; повышение пенсионного возраста; различные формы социальной защиты отдельных групп населения – женщин, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями);
·       эффективное применение навыков.
В части развития актуальных навыков акцент делался на разработке и использовании таких подходов и инструментов, как постоянный мониторинг спроса на различные компетенции; учет региональной специфики; мотивация применения полученных знаний на практике; государственная оценка качества образования на всех уровнях; обеспечение равного доступа к образованию всех слоев населения; мотивирование работодателей инвестировать в дополнительное обучение сотрудников; проведение мягкой миграционной политики и т. д.
 
Для повышения эффективности использования навыков были рекомендованы следующие меры:
·       мотивирующие компании – в обязательном порядке включать меры по развитию персонала в свои бизнес-стратегии;
·       снижающие миграционные барьеры;
·       содействующие развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью;
·       содействующие обучению современному предпринимательству в университетах.
 
Основные цели всех этих усилий связаны с устранением дефицита компетенций, необходимых для обеспечения устойчивого экономического роста, а также ослаблением барьеров циркуляции знаний и развитием образования на всех уровнях.
 
Существует достаточное количество причин, позволяющих ожидать положительную отдачу от развития человеческого капитала для экономики и общества: чем выше уровень образования работников, тем активнее идет технологический прогресс, повышается восприимчивость общества к инновациям.
 
Также общий позитивный эффект может наблюдаться и вне «технологического» маршрута. Например, чем стабильнее социальная сфера (образование, здравоохранение и т. д.), тем выше может быть производительность работников, тем дольше они могут оставаться занятыми.
 
Тематические области исследований человеческого капитала: проблема неравенства доходов
Растущий интерес к тематике человеческого капитала в странах ОЭСР объясняется в том числе противоречивым, а зачастую абсолютно негативным влиянием распространения технологий на дифференциацию доходов населения. Технологическое развитие (skill-biased technological change) является значимым драйвером, способствующим усилению этого неравенства. Причем не только по группам населения внутри конкретной страны, но в межстрановом разрезе.
 
Обстановка в странах ОЭСР дополнительно осложняется демографическим старением населения, низкими (а иногда и отрицательными) темпами его роста. Это влечет за собой изменения в образовательной и миграционной политике, в рамках которой остро встают вопросы увеличения бюджетных расходов на образование и развитие кадрового потенциала в сфере науки, технологий, инноваций, популяризации академической карьеры и т. д.
 
Тематические области исследований человеческого капитала: компетенции и инновационная активность
Особое внимание международные эксперты уделяют оценке влияния навыков на инновационную активность на микроуровне (организаций, компаний). Использование оригинальных методик наглядно доказывает, что высшее и среднее профессиональное образование позволяют получить ценные навыки для последующей работы в инновационной сфере. При этом необходимо учитывать отраслевую принадлежность конкретных фирм, наличие отраслевых профсоюзов и т. д.
 
Среди основных компетенций, необходимых для разработки инноваций, особо выделяются креативность, критическое мышление и коммуникативные навыки. Их отсутствие препятствует росту производительности труда, что серьезно усложняет инновационное развитие компаний, а устранение несоответствия компетенций, напротив, может повысить продуктивность деятельности.
 
Тематические области исследований человеческого капитала: институциональные условия
В стратегии ОЭСР по развитию человеческого капитала (OECD Skills Strategy) определены институциональные условия, способствующие постепенному уменьшению масштабов недостающих компетенций и навыков, улучшению их структуры. Среди них особый интерес для нашей страны могут представлять такие механизмы регулирования, как:
 
·       акцент на развитии «ключевых» или «общих» навыков, на базе которых легче приобретать «специализированные» компетенции;
·       содействие созданию и поддержанию масштабных информационных систем, позволяющих студентам легче ориентироваться в доступных образовательных программах, оценивать их перспективность, а работодателям понимать суть полученных студентами квалификаций;
·       гибкое распределение ресурсов между поставщиками образовательных услуг;
·       привлечение работодателей к разработке стратегий развития компетенций и навыков;
·       разработка стратегий управления рынком труда, стимулирующих работников к активному поиску вакансий и долгосрочной занятости;
·       содействие повышению мобильности кадров;
·       формирование ориентированного на спрос миграционного режима, который предусматривает определение потребностей рынка труда, мониторинг демографических и образовательных изменений среди населения (без учета мигрантов), создание формальных каналов привлечения рабочей силы, упрощение получения рабочих виз, повышение эффективности пограничного контроля.
Тематические области исследований человеческого капитала: способы развития компетенций в школе и на других уровнях образования
Важнейшей проблемой для стран ОЭСР является повышение успеваемости и качества образования в школах. Специалисты ОЭСР предлагают в контексте развития экономики знаний и инновационных процессов использовать:
 
·       объемные, гибкие учебные планы, увеличивающие количество контента, который может быть усвоен учениками, и помогающие ученикам устанавливать связи между различными блоками знаний (в общем случае это может позитивно влиять на их склонности к инновациям в самом широком контексте);
·       современные образовательные методики в традиционных дисциплинах, например, метакогнитивную педагогику при преподавании математики, благодаря которой ученики смогут совершенствовать математическое мышление, решая сложные и неординарные задачи.
 
Развитие соответствующих навыков должно происходить на всех уровнях образования. Набор инструментов, подходов и педагогических практик, которые можно использовать, например, в университетах для развития студенческой креативности, в странах ОЭСР постоянно и существенно расширяется.
 
В частности, целевое («проблемное») обучение (problem-based learning) подразумевает:
 
– освоение учащимися теоретического материала применительно к существующим проблемам;
– получение полезных в контексте инновационного развития навыков (в том числе командной работы);
– глубокое усвоение новых (и потенциально полезных в будущем) знаний.
 
Разнообразные педагогические модели, в том числе, как уже отмечалось, метакогнитивная педагогика, коллективное обучение, игровое обучение, онлайн-лаборатории, зарекомендовали себя как подходящие инструменты для развития у студентов логического мышления и креативности.
 
Тематические области исследований человеческого капитала: реформы институтов высшего образования
Людям необходимо постоянно пополнять знания (в течение всей жизни), чтобы идти в ногу с глобальными экономическими и технологическими изменениями. По данным ОЭСР, в среднем более 40% занятых получают дополнительное образование, необходимое им для работы (в том числе на тренингах и при помощи корпоративного обучения).
 
Чтобы стимулировать подобное обучение в частных компаниях, ОЭСР рекомендует им обращаться за поддержкой к государству. Речь может идти как о финансовых инструментах (предоставление компаниям налоговых льгот, увеличение расходов на профессиональное образование, дополнительную подготовку и переподготовку кадров), так и об институциональных, организационных, административных и прочих рычагах (тиражирование лучшего опыта, информационная поддержка и т. д.).
 
Если рассматривать компетенции, необходимые, например, исследователям для успешной коммерциализации инноваций, то, кроме базовых исследовательских знаний и опыта, должны быть хорошо развиты «вторичные» навыки (transferable skills): делового общения, ведения бизнеса, оформления заявок на получение грантов и т. д. Только в последние годы страны ОЭСР вплотную приступили к развитию и популяризации предпринимательского образования на всех уровнях.
 
Поддержка предпринимательства (предпринимательских навыков и компетенций) в высшем образовании чаще всего осуществляется по двум направлениям:
 
·       развитие предпринимательского типа мышления: самоэффективности, креативности, понимания рисков, управления связями и др.
·       обеспечение знаниями, необходимыми для запуска и развития собственного бизнеса.
 
Еще одним аспектом развития человеческого капитала являются инвестиции в дополнительное обучение работников со стороны работодателей. Эксперты указывают на необходимость внедрения разнообразных мер поддержки такого обучения, связанных с распространением информации о существующих программах, созданием соответствующих юридических рамок для их организации и финансирования, применением налоговых стимулов, повышением финансирования программ среднего профессионального образования.
 
Тематические области исследований человеческого капитала: поддержка международной мобильности
Определяющей характеристикой глобального инновационного ландшафта является международная мобильность высококвалифицированных специалистов, а также ее интенсивность. Это особенно актуально для развития науки и технологий, где прогресс основывается на циркуляции знаний, взаимодействии и партнерстве между учеными, изобретателями, инженерами.
 
Факторы, влияющие на академическую мобильность, находятся в широком диапазоне. Они включают растущий спрос на высшее образование во всем мире, повышенные ожидания относительно качества образования за рубежом и будущих доходов, реализацию мер по государственной поддержке студентов, которые будут обучаться за рубежом по национальным приоритетным направлениям развития.
 
Исследователями ОЭСР был выявлен положительный эффект от академической мобильности по крайней мере по двум направлениям:
 
·       интенсивность академической мобильности и индексы цитирования связаны прямо и пропорционально;
·        академическая мобильность рассматривается учеными как «циркуляция знаний».
 
Рассматривается спектр эффектов от утечки и притока «умов». И выигрыш и проигрыш здесь сильно дифференцированы по странам. Так, привлечение иностранных студентов может служить дополнительным фактором роста доходов в системе высшего образования, облегчать поиск и наем высококвалифицированных иммигрантов.
 
Знания, которыми обладают работники (граждане, население), являются предметом острой глобальной конкуренции, поэтому подходы, разрабатываемые и тиражируемые в том числе в рамках Новой инновационной стратегии ОЭСР, предусматривают:
 
·       поддержание активной циркуляции знаний и создание сетей научного сотрудничества между странами; отдельно отмечается важность внедрения гибкой системы оценивания академических результатов, защиты прав студентов и других стейкхолдеров, а также гарантии качества образования, которое получат студенты, уехавшие за рубеж;
·       смягчение иммиграционной политики и визового режима для ученых;
·       финансовую поддержку академической мобильности.
 
Интересно, что финансовая поддержка предусматривает самые разные направления, включая компенсацию рисков от отъезда национальных специалистов, затрат на подготовку иностранных студентов и т. д. Здесь проблема заключается в выявлении возможностей получения прибыли от инвестиций, потраченных на привлечение иностранных специалистов. Центральной частью научно-инновационных стратегий многих стран ОЭСР в части мобильности является разработка системы льгот, позволяющих эмигрировавшим ученым вернуться на более выгодных условиях.
 
Для усиления привлекательности академической карьеры предлагается применять широкий спектр традиционных мер – повышение стартовых заработных плат, премий, улучшение условий временных контрактов и т. д.
 
Послесловие
Проблематика, связанная с человеческим капиталом, взаимодействием науки, образования и бизнеса, эффектами этого взаимодействия для развития экономики и общества, в последние годы приобрела статус приоритетной в глобальной и национальной политической повестке. Актуальны эти проблемы и для нашей страны.
 
В этой связи российским управленцам и экспертам полезно изучать исследовательские методы и рекомендации специалистов ОЭСР по стратегическим направлениям развития (диверсификация в отраслях с высокой добавленной стоимостью; создание инновационной среды путем адаптирования существующих в мире знаний и технологий; реформирование финансовых рынков и рынка труда; применение новых схем развития прикладных навыков и т. д.), а также новые подходы к изучению и развитию кадров инновационной экономики.

 

Татьяна КУЗНЕЦОВА, Анастасия НАРХОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.