• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие исследовательских инфраструктур

Стимулирование исследовательской деятельности внутри страны и развитие международного сотрудничества в данной области требует разработки политико-правовых инструментов, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие национальной инновационной системы, неотъемлемым элементом которой выступают исследовательские инфраструктуры. К ним относятся наукограды, технопарки и другие значимые инфраструктурные объекты, имеющие применение в научно-исследовательских целях.

В этой связи в 2008 году Глобальный научный форум ОЭСР разработал общие требования, гарантирующие эффективность национальных планов развития исследовательских инфраструктур. По мнению экспертов, при разработке дорожных карт в данной сфере необходимо учитывать существующий спрос и предложение на рынке инноваций, доступность инфраструктуры, связь разрабатываемых инноваций с нуждами реального сектора экономики. В рамках Форума составлен перечень вопросов, которые следует принимать во внимание компетентным государственным органам при разработке планов развития в области исследовательской инфраструктуры. Вопросы должны соответствовать существующему спросу, обеспечивать интеграцию бизнеса в инновационную среду и минимизировать издержки создания инноваций с учетом текущей рыночной конъюнктуры.

В последние годы вопросам развития исследовательских инфраструктур уделяется все большее внимание. С 2017 года под эгидой Глобального научного форума реализуется проект, ключевой целью которого является разработка рекомендаций для национальных правительств в целях совершенствования политики развития исследовательских инфраструктур путем обмена лучшими практиками в данной сфере.

Проект Форума исследует несколько аспектов, связанных с внедрением и развитием исследовательской инфраструктуры. Во-первых, оценивается их воздействие на функционирование национальной инновационной системы в целом. Отмечается, что стабильность элементов и институтов соответствующей инфраструктуры должна обеспечить устойчивость всей инновационной системы, поскольку является стимулирующим фактором для включения бизнес-структур в финансирование процесса производства инновацийи, а следовательно, влечет за собой оптимизацию производственного процесса, являясь фактором экономического роста интенсивного типа.

Другой аспект данного проекта подразумевает оценку социальных и экономических выгод, которые обеспечивает грамотное проведение национальной политики в области регулирования исследовательской инфраструктуры. Предполагается, что воздействие государственной политики будет заметно не только непосредственно в сфере научно-технического прогресса, но и окажет положительное воздействие на сферу образовательных услуг, повысит профессионализм исследователей-аналитиков и представителей технических профессий. В публикации 2014 года по данной тематике отмечается, что все производимые инновации могут быть разделены на четыре класса: технологические инновации; процессные инновации; инновации в сфере программного обеспечения; образовательные инновации.

Наконец, помимо помощи странам – участницам ОЭСР в разработке внутренней политики развития исследовательских инфраструктур проект направлен на реализацию концепции «международной исследовательской инфраструктуры», которая должна объединить географически отдаленные страны общим планом развития и связать между собой национальных исследователей в рамках общих лабораторий. Данный наднациональный аспект подразумевает вовлечение как стран-членов, так и стран – партнеров ОЭСР и других международных организаций. Бюджет на его реализацию будет формироваться за счет взносов участников в зависимости от финансовых возможностей государств.

Ключевой идеей, стоящей за реализацией данной концепции, является представление о том, что в условиях всевозрастающей взаимозависимости и ускоряющихся темпов технологического прогресса развитие международного сотрудничества является игрой с положительной суммой, результатом которой становится повышение эффективности национальных инновационных систем стран, участвующих в кооперации. Данная идея отражена в том числе в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», отмечающей в качестве одной из стратегических задач обеспечение открытости национальной инновационной системы страны.

В конечном итоге выработка грамотной политики в области регулирования исследовательской инфраструктуры является для России важным фактором интенсивного экономического роста, а рекомендации ОЭСР могут быть полезны как при разработке мер государственного регулирования, так и при оценке их эффективности.

 

Анастасия МАТЮХИНА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.