• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование формирования социальных и эмоциональных компетенций в школе (ESP Longitudinal Study of Skill Dynamics)

Контекст исследования

Утверждение о том, что разного рода компетенции – это инструмент достижения успеха в современном обществе, уже стало общей темой обсуждения. Компетенции позволяют адаптироваться на динамично меняющемся рынке труда, устанавливать социальные связи, осваивать новые технологии – в конечном итоге добиваясь более высоких результатов и лучшего качества жизни. Однако до сих пор, несмотря на то что речь шла о компетенциях в целом, оценке подвергались в основном когнитивные способности и знания в конкретных областях, например грамотность или математические способности. Точная оценка другой группы компетенций – социальных и эмоциональных – в сравнительных международных исследованиях никогда не выступала в качестве основного фокуса изучения.
 
Социальные и эмоциональные компетенции, к которым относят так называемые soft skills, черты личности, мотивацию, ценности и установки, определяются как относительно постоянные во времени паттерны поведения, мышления и эмоциональных реакций, которые отражают тенденции человека реагировать определенным образом в определенном контексте. Так, например, в ситуациях, требующих кооперироваться с другими людьми, один человек с легкостью войдет в команду, а другой будет избегать сотрудничества до последнего.
 
Учителя, родители и чиновники, занимающиеся управлением в образовании, в последние годы все чаще говорят о значимости социальных и эмоциональных компетенций в развитии ребенка. Однако, как уже было сказано выше, точная оценка их вклада в жизненные достижения человека до сих пор казалась затруднительной. Происходило это по трем причинам. Во-первых, в профессиональной среде до сих пор существуют некоторые сомнения, что некогнитивные компетенции могут быть измерены с той точностью и достоверностью, которая сейчас достигнута в измерениях когнитивных способностей. Во-вторых, многие учителя сомневаются, что этот тип компетенций можно формировать в процессе обучения. И наконец, в-третьих, общее понимание того, как в принципе их можно развивать в профессиональной среде, также отсутствует.


В 2013 году ОЭСР запустила новый проект «Сравнительное лонгитюдное исследование формирования социальных и эмоциональных компетенций в школе (ESP Longitudinal Study of Skill Dynamics)». Проект направлен на то, чтобы попытаться преодолеть эти ограничения и достоверно оценить вклад некогнитивных компетенций в жизненные достижения человека на этапе обучения в школе, т.е. учебные и неучебные достижения: успеваемость, активное участие в различных мероприятиях школьной и внешкольной жизни, победы в различных соревнованиях и т.д.

 

Описание и цель исследования

Лонгитюдное исследование будет проводиться параллельно в двух группах: первоклассники (6 лет) и десятиклассники (15 лет), которые будут оценивать ежегодно как минимум на протяжении 3 лет. Для получения наиболее точной и объективной информации, а также наиболее полных данных предполагаются проведение исследования и сбор данных до достижения нынешними школьниками возраста 25 лет и более. На подготовительном этапе обязательным условием является участие не менее 3000 детей в каждой когорте, в то время как на основном этапе минимальное количество составляет 5000 детей в каждой когорте.
 
Цель исследования – оценить эволюцию некогнитивных компетенций у детей во время обучения в школе и выделить тот специфический образовательный контекст, который способствует их формированию. Такой дизайн исследования позволяет, с одной стороны, достичь заявленных целей исследования, а с другой – получить результаты, которые можно будет использовать в формировании образовательной политики уже в краткосрочной перспективе.
 
В рамках исследования кроме оценки компетенций предполагается дополнительный сбор данных:
 
– у учащихся 10-х классов, включающий в себя оценку демографических характеристик, образовательной среды и образовательных результатов;
 
– у учителей, включающий в себя оценку образовательной среды и результатов учащихся;
 
– у родителей, включающий в себя оценку демографических и социоэкономических характеристик, домашней образовательной среды и результатов учащихся.
В связи с тем, что для детей 1–3-х классов довольно сложной является самостоятельная оценка своих психосоциальных черт, предполагается составление отчета о социальных и эмоциональных компетенциях учащихся учителями и родителями.
 
Исследование включает в себя реализацию на двух уровнях: в школе и дома. Например, оценка компетенций и сбор информации об образовательной среде будет проводиться в школе, в то время как родительские анкеты заполняются дома.
 

Уже через 3 года после начала исследования планируется получить конкретные результаты и оценить, во-первых, распределение компетенций по странам и образовательным системам, во-вторых, вклад образовательной политики в формирование компетенций, в-третьих, вклад социальных и эмоциональных компетенций как в учебные достижения ребенка, так и в проявление различных видов асоциального поведения. Продолжение исследования до момента достижения детьми возраста 24–25 лет, позволит отследить вклад социальных и эмоциональных компетенций в выбор различных образовательных и профессиональных траекторий.

 

Этапы исследования

В 2011 году в поле внимания ОЭСР попала тематика образовательного и социального развития (Education and Social Progress, ESP), в рамках которой рассматривалась значимость социальных и эмоциональных компетенций детей для достижения успеха в жизни и деятельности. В течение 2011–2013 годов Центром по исследованиям и инновациям в образовании (CERI) была разработана концептуальная рамка исследования, а также проведен анализ контекстуальных данных, компетенций и результатов, эмпирические выводы которых будут опубликованы в Международном отчете по образовательному и социальному развитию (Фаза 1).
 
В 2013 году ОЭСР запустила проект «Сравнительное лонгитюдное исследование формирования социальных и эмоциональных компетенций в школе» (Фаза 2), который разрабатывался на основе концептуальной рамки ESP. В 2013–2014 годах был утвержден план-график проекта, в котором обозначены сроки следующих работ: разработка концептуальной рамки и дизайна исследования, выбор инструментария и подготовка руководств для полевого обследования и сбора данных. В 2015–2016 годах предполагается проведение пилотного исследования, которое включает в себя апробацию, анализ и доработку дизайна и инструментария исследования. Первый этап основного исследования как 1-го, так и 10-го классов запланирован на 2016 год.
 
Российская Федерация принимает участие в проекте начиная с 2013 года. На подготовительном этапе со стороны России в исследовании будут принимать участие 3000 московских школьников, половина из которых на момент начала исследования будет учиться в 1-м класса, а половина – в 10-м. Исследование реализуется на базе Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
 
Екатерина ОРЕЛ, Елена САБЕЛЬНИКОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.