• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР Международное исследование учительского корпуса TALIS

Во всем мире растет заинтересованность в подготовке хороших учителей, привлечении их к работе на длительное время, профессиональном развитии и мотивации труда преподавателей. Установлено, что достижения учащихся имеют тесную связь с характером и качеством происходящих в классе процессов, прежде всего – с деятельностью учителя [1]. Недавние исследования показали, что профессиональные качества преподавателя являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся [2].

Однако построение правильной политики работы с учителями, которая обеспечивала бы приход в каждый класс компетентного, пользующегося поддержкой и мотивированного учителя, остается проблемой. Это связано прежде всего с нехваткой информации о том, какие политические и управленческие решения и в каких сферах могут оказаться наиболее результативными в конкретных национальных и местных условиях.
 

Устранить дефицит информации, расширить поле понимания процессов, происходящих в образовании, в том числе касающихся кадрового потенциала образования, должны широкомасштабные международные исследования учительского корпуса, в которые Россия все более активно включается (к числу таких исследований в том числе относятся: «Системный подход к улучшению результатов образования» (System Assessment and Benchmarking for Education Results, SABER), «Педагогическое образование и совершенствование изучения математики» (Teacher Education and Development Study in Mathematics, TEDS-M), «Исследование представлений и установок учителей математики об обучении математике в основной школе» (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education, NorBA).

 

Описание и цели исследования

Международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), проводимое ОЭСР, – это первое международное сравнительное исследование, сфокусированное на том, в каких условиях работают учителя и какая учебная среда существует в школах. Его цель – помочь странам определить и развивать политику, которая поддерживает условия, обеспечивающие эффективность школьных процессов.

 

Задачи исследования – предоставить полезные для принятия политических решений данные и провести анализ по следующим ключевым аспектам школьной деятельности:

 

  • 1. Роль и функционирование школьного управления. 
  • 2. Оценка работы учителей и получение ими обратной связи.
  • 3. Профессиональное развитие учителей.
  • 4. Установки и взгляды учителей по поводу преподавания и педагогических практик.

 

Исходя из важности роли лидерства в обеспечении школьной эффективности, TALIS включает в том числе анализ роли школьного руководства и той поддержки, которую директора оказывают учителям. Поскольку удержание, мотивирование и повышение квалификации эффективных учителей являются приоритетами любой школьной системы, проект направлен на исследование восприятия, оценки и вознаграждения преподавателей, а также на анализ того, насколько хорошо удовлетворяются их профессиональные ожидания и потребности профессионального развития. Наконец, TALIS позволяет проникнуть в область отношений и установок учителей по поводу преподавания, с которыми они приходят в класс, в том числе по поводу педагогических практик, которым они следуют.
 
Идея проекта TALIS была инициирована в рамках программы ОЭСР «Индикаторы образовательных систем» (IndicatorsofEducationSystems, INES). В течение последних 20 лет этот проект разрабатывал согласованный набор индикаторов, которые обеспечивают надежную базу для количественных сравнений функционирования и успешности систем образования стран-членов и партнеров ОЭСР. Основной продукт проекта INES – это ежегодный обзор EducationataGlance, который готовит ОЭСР. Другим источником нового исследования стал обзор ОЭСР Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining EffectiveTeachers(OECD, 2005), в котором была подчеркнута потребность в более качественной информации об учителях на национальном и международном уровнях. Рамка описания образовательной политики, использованная в этом обзоре, была учтена при разработке TALIS.
 
В последнее время эксперты программы INES выступают с инициативами обеспечения большей синергии различных сопоставительных исследований, проводимых ОЭСР – прежде всего PISA и TALIS. Исследователи выступают за продвижение в направлении большей согласованности измерений в рамках данных проектов, а также за необходимость создания общей экспертной группы по разработке исследовательского инструментария, возможность согласования цикличности проведения исследований в рамках двух проектов.
 

В качестве базовых принципов исследования TALIS выделены:

 

  • Политическая целесообразность. Ясность в анализе политики и фокус на вопросах, которые для стран-участниц наиболее существенны.
  • Добавленная стоимость. Международные сравнения могут быть важным источником полезных сведений и новых.
  • Ориентация на индикаторы. Результаты исследования дают информацию, которая может быть использована для совершенствования системы индикаторов.
  • Валидность, надежность, сравнимость, четкость. На основании четких данных исследование предоставляет валидную и надежную информацию, сопоставимую для всех стран-участниц.
  • Интерпретируемость. Страны-участницы могут содержательно интерпретировать результаты.
  • Эффективность и экономическая оправданность. Своевременность и экономическая эффективность проводимой работы.

 

TALIS – это результат совместных усилий стран – членов ОЭСР и партнерских стран, разрабатывавших концепцию исследования. Первый раунд исследования состоялся в 2007–2008 годах. Второй рассчитан на в 2013–2015 годы.

 

Дизайн исследования

Целевая группа исследования – учителя средней общеобразовательной школы и их директора.
 
Размер выборки – 200 школ в каждой стране, 20 учителей в каждой школе.
 
Школьная выборка – репрезентативная выборка школ и учителей внутри школ.
 
Заданный уровень заполняемости анкет – 75% от выборки школ (школа считается ответившей, если 50% от выбранных учителей ответили), с ориентировкой на то, чтобы 75% от всей выборки учителей в стране заполнили анкеты.
 
Способ сбора данных – анкеты в бумажном или онлайн-варианте.
 
На первом этапе исследования в каждой из 23 стран-участниц были выбраны случайным распределением 200 школ, которые участвовали в анкетировании. В каждой школе на вопросы анкеты отвечали директор и 20 учителей, которые были выбраны также в случайном порядке. Анкетирование проводилось как в бумажном варианте, так и онлайн, оно продолжалось 45 минут. В целом исследование TALIS охватило 90 000 учителей, представляющих более 2 млн учителей стран-участниц.
 
К настоящему времени число стран-участниц расширилось – их больше тридцати. Кроме того, некоторым странам, в том числе России, была предоставлена возможность присоединиться ко второй волне исследования и использовать его методологию в соответствии с международными стандартами.
ОЭСР установила высокие требования к выборке, которая превысила те, что раньше достигались при опросах учителей, чтобы обеспечить репрезентативность. Тем не менее не во всех странах-участницах выборки соответствовали установленному стандарту. Это потребовало особенной осторожности при анализе данных.
 

В анкетном опросе 2008 года участвовали учителя, преподающие на средней ступени как государственных, так и частных школ. Анкетирование, проводившееся в 23 странах (Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Болгарии, Дании, Венгрии, Исландии, Испании, Ирландии, Италии, Корее, Латвии, Малайзии, Мальте, Мексике, Норвегии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Турции, Эстонии) на репрезентативной выборке, обеспечило богатую базу данных. Данные охватывали разные аспекты деятельности учителей, но анализ был сфокусирован на следующих основных сферах:

 

  • Установки учителей.
  • Правила и практики.
  • Оценка учителей и обратная связь.
  • Школьное лидерство [3].

 

Еще одной важной темой исследования было выбрано профессиональное развитие, поскольку оно усиливает все вышеперечисленные сферы.
 
В анкетах затрагиваются также и другие темы, которые так или иначе связаны с основными, – они имеют и являются ценным дополнением, важным для анализа. Это такие блоки анкет, как «Школьный климат», «Рабочее время», «Удовлетворенность работой».
 
Важно помнить, что TALIS собирает не нормативные либо административные данные, но отражает мнение учителей и директоров школ, отражая их взгляды, установки, самоотчеты, касающиеся преподавания и работы школ в целом. Это делает TALIS уникальным и чрезвычайно важным источником информации для принятия политических решений, повышения квалификации учителей и развития образовательных учреждений.
 
Учитывая эту особенность исследования TALIS, целесообразно анализировать собранную информацию в комплексе с иными международными и национальными исследованиями, касающимися учительского корпуса и имеющими близкую направленность.
Прежде всего надо выделить международные сравнительные исследования SABER, TEDS-M, NorBA и проводимый в России Мониторинг экономики образования (МЭО). Существенным преимуществом России можно считать то, что она является участником всех перечисленных проектов и имеет уникальные возможности для аккумуляции максимальных объемов информации и их глубокого и разностороннего анализа.
 
Таким образом, общая задача TALIS состоит в том, чтобы своевременно и экономически эффективно обеспечить четкие международные индикаторы и политически целесообразный анализ, касающийся преподавателей и их деятельности, которые помогут странам понять, каким образом проводить образовательную политику, создающую условия для эффективной деятельности школ. Межстрановой анализ позволяет государствам обмениваться опытом по решению близких проблем, изучать различные успешные национальные и институциональные стратегии и их влияние на учебную среду школ и эффективную работу учителей.
 
[1] Rivkin, S., Hanushek, E, & Kain, J. (2005). Teachers, Schools and Student Achievement. Econometrica, 73(2), 417–458.
[2] Hanushek, E. & Rivkin, S. (2010). Generalization about Using Value-Added Measures of Teacher Quality. American Economic Review,100(2):.267–271; Nye, B., Konstantopoulos, S. & Hedgres, L. (2004). How Large are Teacher Affects? Educational Evaluation and Policy Analysis, 26(3), 237–257. Rockoff, J. (2004). The Impact of Individual Teachers on Student Achievement: Evidence from Panel Data. American Economic Review, 94(20, 247–252.

[3] Creating Effective Teaching and Learning Environments First Results from TALIS, OECD, 2009.

 

Марина ПИНСКАЯ, Елена САБЕЛЬНИКОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.