• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правительство РФ одобрило законопроект о ратификации Конвенции ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы

Правительство РФ одобрило законопроект о ратификации Конвенции ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности 4 февраля 2019 г. одобрила законопроект о ратификации конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с размыванием налоговой базы (MLI). Соответствующее распоряжение Правительства РФ было подписано ещё в мае 2017 года. Инициатива исходила от Минфина и была согласована с МИД, Минэкономразвития, Минюстом и ФНС России.

Присоединение к Соглашению осуществляется в рамках реализации шага 13 плана BEPS, направленного на борьбу с размыванием налогооблагаемой базы, разработанного ОЭСР и одобренного странами «Группы двадцати»). Имплементация соглашения продиктована необходимостью участия России в автоматическом обмене страновыми отчетами c целью снижения оттока капитала в рамках стратегии деофошоризации национальной экономики. Анализ отчетов помогает увидеть диспропорцию между размерами деятельности и долей налогооблагаемой прибыли группы в разрезе отдельных стран.  В рекомендациях ОЭСР поясняется, что сам отчет может не являться прямым поводом для налоговых доначислений, но он дает налоговым органам возможность оценивать риски и планировать проверки.

Одобрение законопроекта увеличит степень внимания налоговых органов к компаниям с высокой концентрацией прибыли в низконалоговых юрисдикциях    и небольшим числом сотрудников. На данный момент Россия собирается применять MLI с 71 страной. Популярные у российского бизнеса юрисдикции (Нидерланды, Люксембург, Кипр) подтвердили намерения частично внести отдельные изменения в соглашения с Россией. Ратификация документа ( конвенция подлежит ратификации, поскольку она содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательство) намечена на текущий год, после чего его положения начнут применяться. Крупные налогоплательщики должны отслеживать статус данного законопроекта, так как от окончательного содержания принятого на его основании закона будет зависеть кто и когда (за какой период) обязан подавать страновой отчет в России. Отчетность подготавливается головной компанией или иным участником международной группы с годовым консолидированным доходом в эквиваленте €750 млн. на основании данных за предыдущий отчетный финансовый год

В 2018 г. в преддверие саммита «Группы двадцати» в Аргентине ОЭСР представила исследование, согласно которому годовые потери стран из-за переноса корпорациями прибыли в низконалоговые юрисдикции находятся в диапазоне от $100 до $240 млрд. (4-10% мирового налога на прибыль). Однако в 2018 г., благодаря плану BEPS, удалось вернуть порядка €93 млрд. в виде налогов, пеней и штрафов.

Для российских компаний, активно использующих налоговые льготы, одобрение законопроекта прежде всего означает необходимость убедительного доказательства (Conclusive Evidence) экономического смысла операций. В случае, если головная компания зарегистрирована в низконалоговой зарубежной юрисдикции, необходимо предоставить набор аргументов для налоговых органов.

В последние годы Россия, следуя рекомендациям ОЭСР, в том числе, в рамках плана BEPS, приняла ряд важных законодательных новаций. В частности, в 2011 году приняты правила о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфером ценообразовании. В 2014 году принят закон о Контролируемых иностранных компаниях (КИК). Российские правила КИК соотвествуют большинству рекомендаций ОЭСР. В контексте этого закона в налоговый кодекс также введено понятие «лица, имеющего фактическое право на доходы».