• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индикаторы национальных систем образования

22-24 октября 2018 года в Париже прошло 22 заседание Рабочей группы по индикаторам национальных систем образования (INES Network). В мероприятии приняла участие директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и  экономики знаний НИУ ВШЭ Ковалева Наталья Васильевна.

На заседании Рабочей группы был дан анализ деятельности группы и двух ее сетей, а именно сети для сбора данных по экономике, рынку труда и социальным результатам обучения (Network on Labour Market, Economic and Social Outcomes of Learning) и сети по сбору описательной информации по системам образования, политике и практике (Network for the Collection and Adjudication of System-Level Descriptive Information on Educational Structures, Polices and Practices). Обсуждалось также содержание очередных докладов «Взгляд на образование». Особой темой явилось обсуждение дизайна планируемых обследований - специального обследования по сбору данных, необходимых для расчета коэффициента завершения третичного образования и обследования, связанного с представлением пятого рейтинга приоритетов. Обсуждались направления работы по совершенствованию финансовых индикаторов, в т.ч. по модификации обследования платы за обучение и финансовой поддержки студентов, а также целый ряд других текущих вопросов деятельности рабочей группы. Все они представляют большой интерес с точки зрения понимания методологии формирования сопоставимых в международном контексте  индикаторов образования.

Однако на один вопрос повестки дня Рабочей группы следует обратить особое внимание. В настоящее время для нас представляет серьезный интерес тематика ЦУР – Целей устойчивого развития на период до 2030 года.  Образование играет ключевую роль в осуществлении программы в области устойчивого развития. И это выражается в том, что одна из целей – четвертая – задает четкие тренды его развития, которые конкретизируются в семи основных направлениях. Цель 4 и включенные в нее задачи направлены на «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Ее достижение обеспечивается решением семи задач, для мониторинга которых предложена система глобальных индикаторов, а каждая страна, исходя из собственной ситуации, дополняет ее собственными национальными индикаторами образования. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ привлекаются к работе по формированию национальных показателей, которую курирует Росстат.

Совершенно очевидно, что проблематика ЦУР в части цели 4 не может не входить в сферу интересов Рабочей группы по индикаторам национальных систем образования. Здесь не только рассматривают метаболические вопросы, но и проводят расчет сопоставимых в международном контексте индикаторов на имеющейся информации, содержащейся в единой базе данных ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростата, а в случае выявления информационных лакун инициируют специальный сбор данных. Еще одно направление деятельности Рабочей группы в этом направлении – анализ ситуации и публикация его результатов в ежегодном докладе «Взгляд на образование». Следует отметить, что в последнее  издание этого доклада уже была включена глава по индикаторам устойчивого развития.  В октябре обсуждалось содержание соответствующего раздела и его место в очередной публикации доклада в 2019 году. В 2018 году в докладе «Взгляд на образование» фокусом главы, посвященной ЦУР 4, было качество образования, в новом издании основное внимание будет сосредоточено на информационном освещении третичного образования.  Наиболее тесно с задачей ЦУР в сфере третичного образования связана задача 4.3: «К 2030 году обеспечить равный доступ для всех женщин и мужчин к доступному и качественному техническому, профессиональному и третичному образованию, включая университет». Для мониторинга реализации этой задачи используется один глобальный индикатор – коэффициент участия молодежи и взрослых в формальном и неформальном образовании и подготовке, а также два тематических индикатора – коэффициент валовой численности студентов в третичном образовании и коэффициент участия в профессионально-техническом образовании. Собственно, формулировка задачи и относящиеся к ней индикаторы свидетельствуют о множестве путей, следуя которым молодежь и взрослые могут приобрести необходимые навыки, улучшающие условия их входа на рынок труда и способствующие повышению качества жизни. И, действительно, хотя задача 4.3 сфокусирована только на участии, она тесно связана с задачами 4.4 и 4.6, которые измеряют те навыки, которые могут быть приобретены благодаря участию в техническом, профессиональном и третичном образовании.  Кроме того, рассматривая вопрос гендерного равенства, задача 4.3 решает также проблему справедливости в образовании. Именно поэтому предложение о включении главы о Цели 4 в публикацию «Взгляд на образование, 2019» заключается в том, чтобы проанализировать третичное образование в более широком контексте в качестве одной из возможностей для молодежи получить необходимые навыки для жизни в современном обществе. Это означает изучение динамики образовательных путей для студентов до поступления на третичное образование, их численность и образовательный уровень на разных альтернативных путях, а также навыки, которые они приобретают после его завершения.

Важность представленной выше тематики для России подтверждается тем обстоятельством, что многие соответствующие показатели, необходимые для ведения мониторинга цели 4 ЦУР Распоряжениям Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 года № 2033-р включены в Федеральный план статистических работ.

Со своей стороны, специалисты Института статистических исследований и экономики знаний в настоящее время прорабатывают вопрос о возможности и целесообразности включения в статистические сборники по образованию, подготовку которых осуществляет этот Институт, специальных фрагментов, содержащих динамику международных и национальных индикаторов по Цели 4 ЦУР, по мере появления соответствующей информации.