• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка регулирования и управления в странах ОЭСР: основные тренды

Глобальный финансовый кризис 2008 года выявил серьезные проблемы в системе государственного управления и регуляторной практике по всему миру. В 2012 году ОЭСР была разработана Рекомендация по регуляторной политике и управлению, эксперты оценили успехи и основные тренды в этой области в странах-членах Организации.

Ситуация на международной арене  и в каждой стране стремительно меняется, технический прогресс приводит к коренным изменениям государства и общества. По этой причине правительству необходимо постоянно совершенстовать процесс регулирования, актуализируя нормативную базу и вовлекая гражданское общество.

Для оценки эффективности регулирования и управления экспертами ОЭСР выделяются три движущие силы: вовлеченность заинтересованных сторон, оценка регулирующего воздействия (ОРВ) и ретроспективная оценка (ex post evaluation – анализ актуальности, эффективности и результативности регуляторной нормы). По мнению экспертов, по сравнению с 2014 годом страны добились определенных успехов в области вовлечения стейкхолдеров и ОРВ, однако ситуация с проведением ретроспективной оценки обратная. Ex Post оценка является очень важным и пока недооцененным методом повышения эффективности всей регуляторной среды в стране, поскольку позволяет выявить все противоречия в законодательстве и улучшить качество государственного управления.

Каковы ключевые тренды в странах ОЭСР?

Вовлечение стейкхолдеров тесно связано с оценкой регулирующего воздействия и является поставщиком реальных оценок и эмпирических данных для последнего. По данному направлению все больше внимания начинает уделяться вовлечению сторон именно на начальных стадиях нормотворчества. В Корее, например, создана онлайн-платформа для консультаций на центральном веб-сайте. Европейская комиссия также проводит консультации с целью оценки воздействия, а также позволяет заинтересованным сторонам комментировать законопроекты, утвержденные Коллегией и вносить предложения по упрощению законодательства в ЕС через платформу REFIT. Подобный опыт может быть полезен для применения не только на национальном уровне в Российской Федерации, но и на наднациональном уровне в Евразийской комиссии. Не смотря на молодость института, многие эксперты уже отмечают слишком большой объем и высокую динамику процесса нормотворчества со стороны ЕЭК, что тяжело воспринимается бизнесом. Стоит отметить тот факт, что все-таки в большинстве стран стейкхолдеры вовлекаются на последних стадиях, для проведения ОРВ когда уже выбрано наиболее предпочтительное решение, хотя можно было бы открыть дискуссию и рассмотреть другие предложения решения проблемы. На стадии ретроспективной оценки стороны вообще практически не привлекаются, хотя это открыло бы «окно возможностей» для улучшений.

В области оценки регулирующего воздействия в период с 2014 по 2017 гг. приоритетное внимание уделялось совершенствованию методологии оценки основного законодательства, а также в области контроля качества самой методологии ОРВ. Стоит отметить также расширение сфер оценки воздействия, например в Италии оценивается не только влияние на бизнес, но также социальные и экологические последствия. В Корее была создана система e-ОРВ для сбора данных по разным направлениям.

Как уже было сказано выше, проведение ретроспективной оценки достаточно редко встречается среди стран, хотя в настоящее время наблюдаются тенденции по расширению внедрения этого метода в регуляторный процесс. В Австрии введена обязательная ретроспективная оценка для всех важнейших законов и норм. В Корее был запущен процесс подготовки и публикации в общем доступе обзоров по нормативным актам в разных политических сферах.

В «майском» указе Президента были поставлены амбициозные задачи, Россия должна выйти на интенсивный путь развития в кратчайшие сроки. Для решения этих задач необходимо не только затратить значительные финансовые средства, но и поднять эффективность государственного управления и регулирования на высокий уровень. В Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2024 года особое внимание уделено развитию механизмов оценки регулирующего воздействия, методология и опыт ОЭСР могут помочь справиться с этой задачей.

Источник: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/oecd-regulatory-policy-outlook-2018_9789264303072-en#page99