• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Опыт ОЭСР в области организации научно-исследовательской деятельности в свете реформы системы управления наукой в России

В современном мире успешность системы управления научными исследованиями во многом определяет будущее страны и уровень ее развития. На фоне реформ в этой области в Российской Федерации интересно посмотреть на международный опыт. Эксперты ОЭСР проанализировали систему организации научно-исследовательской работы в странах-членах Организации.

Оценка производилась на основе данных 2005-2017 гг. и по четырем основным направлениям: разработка приоритетов, распределение бюджета и оценка; механизмы политической координации; система взаимодействия с внешними стейкхолдерами. В качестве объектов регулирования рассматриваются высшие учебные заведения и государственные исследовательские институты.

По оценкам экспертов, разработкой повестки и основных приоритетов в области исследований и инноваций в 11 из 34 стран ОЭСР (32%) занимается одно министерство, раздельные институты в области исследований и инноваций существуют в 6 из 34 стран (18%). В 32% стран разработкой занимаются государственные институты, уполномоченные проводить исследования для правительства. Стратегии развития науки, технологий и инноваций в большинстве стран включают такие направления как устойчивый рост, здоровье, а также эффективные транспортные системы.

В большинстве стран (89%) распределение финансирования для проектов осуществляется национальными агентствами. В 9 странах существуют специальные агентства для проектного финансирования, например во Франции, Дании, Испании и т.д. Наблюдается ориентация на заключение договоров о результатах деятельности (или разработка индикаторов), финансирование ориентировано на результат. Для этих целей усиливается контроль - более половины (59%) стран создали специальные агентства и независимые комитеты по оценке и мониторингу деятельности высших учебных заведений и государственных исследовательских институтов. В целях координации политики в большинстве стран (89%) созданы специальные советы по исследованиям и инновациям – государственные институты, вне министерств и агентств, которые разрабатывают приоритеты, осуществляют политическое консультирование и координацию в части регулирования деятельности высших учебных заведений и государственных исследовательских институтов. В деятельности советов принимают активное участие внешние стейкхолдеры – представители гражданского общества и некоммерческих организаций (48%), представители частного сектора, в особенности крупного бизнеса (84%).

В целом эксперты ОЭСР делают вывод о том, что с каждым годом возрастает роль проектного финансирования, контрактов, ориентированных на результат и оценки деятельности по результатам. Во многих странах вузы и государственные исследовательские институты автономны, особенно в части взаимоотношений с бизнесом и распределения бюджета, чего нельзя сказать о выплате заработной плате сотрудникам.

Напомним, в мае 2018 года был издан Указ Президента "О структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно которому Минобрнауки разделено на два отдельных министерства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Также было упразднено Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), его функции по управлению академическими институтами были переданы новому Министерству науки и высшего образования. Федеральное агентство по надзору за образованием переходит в ведение непосредственно Правительства РФ. 

Тенденции развития российской системы образования и науки в целом, и исследовательской деятельности, в частности, во многом совпадают с тенденциями в странах ОЭСР. В «майском» указе Президента была поставлена задача разработать приоритетный проект в области науки, в рамках которого планируется создать передовую инфраструктуру научных исследований и разработок, научных и научно-образовательных центров мирового уровня и т.д. В целях повышения эффективности системы управления, необходимо обратить внимание на практики и методологию стран ОЭСР в области проектного управления и финансирования, оценки результатов деятельности научных организаций и вовлечения внешних стейкхолдеров.

Источник: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/235c9806-en.pdf?expires=1539089565&id=id&accname=guest&checksum=FCD5FD232CBA27332A32E7E3F99BCA4E