• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция Глобального форума по производительности ОЭСР

26-27 июня 2017 г. состоялась конференция Глобального форума по производительности ОЭСР, посвященная участию стран в глобальных цепочках добавленной стоимости (ГЦС). Место проведения - Будапешт, Венгрия. Участие в первом дне мероприятия принял Моисеичев Евгений, аналитик Центра ОЭСР-ВШЭ, ИСИЭЗ.


Официальное название мероприятия – «2017 Conference of the Global Forum on Productivity». Фокус конференции этого года - участие малых и средних предприятий (МСП) в ГЦС.

Программа конференции включила пленарные дискуссии и параллельные сессии.

Открывая мероприятие вступительным словом, Агнес Хорнунг, Министр финансов Венгрии, отметил, что экономика во всем мире до сих пор не оправилась от последствий глобального кризиса, поэтому всем странам требуются структурные реформы, а Глобальный форум ОЭСР по производительности - идеальное место, чтобы их обсуждать.

По степени интегрированности в мировую экономику Венгрия - десятая в мире и первая в Европе. Вместе с тем, экономика Венгрии поделена на сектор, которым управляют транснациональные корпорации (ТНК), и сектор, в котором преимущественно работают МСП.

Окно возможностей представляют прорывные технологии в рамках так называемой новой промышленной революции (НПР). Среди них наиболее перспективные для Венгрии - цифровые технологии.

Венгрия надеется повысить уровень своего благосостояния, развивая указанные технологии, надеясь с их помощью улучшить качество своего участия в ГЦС. Также Венгрия реформирует свою налоговую систему, подстраивая ее в интересах участия в ГЦС.

Выступивший затем Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа подчеркнул, что странам необходимо сотрудничать, чтобы заставить глобализацию быть инклюзивной, то есть повышать благосостояние всех граждан, включая самых бедных.

При этом Анхель Гурриа сказал о так называемой головоломке производительности, когда повышение ее впрямую, то есть самыми простыми управленческими инструментами, включая снижение корпоративных налогов и либерализацию торговли, оборачивается растущим социальным расслоением и увеличением бедности.

Далее генеральный секретарь ОЭСР кратко представил текущую работу Организации, направленную на решение указанной проблемы.

Во-первых, ОЭСР разработала базу данных TiVA, которая помогает анализировать мировую торговлю в терминах добавленной стоимости, выступая важным аналитическим инструментом в сфере внешней торговли.

Во-вторых, Индекс ограничительности в торговле услугами (Services Trade Restrictiveness Index, STRI), разработанный ОЭСР, позволяет определить, какие страны наиболее ограничивают торговлю услугами, учитывая растущую роль последних в мировой экономике.

В-третьих, важно повышать производительность не только в частном секторе, но и в государственном. Сегодня лишь немногие страны ОЭСР осуществляют мониторинг, который охватывает весь государственный сектор, измеряя степень его производительности.

В-четвертых, с точки зрения инклюзивного развития, государствам необходимо первоочередное внимание уделять тому, чтобы обеспечить широкий доступ к качественному образованию и профессиональному обучению, а также доступной и качественной медицине.

Наконец, еще одно направление работы ОЭСР, призванное помочь странам получить максимум выгод от глобализации - борьба с налоговыми преступлениями. В частности, на это направлена Многосторонняя конвенция по имплементации связанных с налоговыми соглашениями мерами для борьбы с эрозией налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения и Декларация ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией,  равно как и целый ряд нормативных документов ОЭСР, затрагивающих вопросы конкурентной политики и борьбы с картелями.

Далее Анхель Гурриа коснулся темы МСП, назвав удаленность их от технологического горизонта основным препятствием, из-за которого МСП демонстрируют низкую производительность и конкурентоспособность. Это, в свою очередь, провоцирует дальнейшее технологическое отставание МСП, усиливая имущественное неравенство тех, кто занят в данном секторе. Тем самым создается ситуация, которую экономисты, образно говоря, называют порочным кругом бедности.

Поэтому, обращаясь ко всем странам, Анхель Гурриа призвал всемерно поддерживать МСП, повышая их конкурентоспособность и производительность, обратив первоочередное внимание на потенциал прорывных технологий, а также на политику развития человеческого капитала, не говоря уже о традиционных инструментах поддержки МСП, таких как улучшение инвестиционного климата и снижение административных барьеров.

С заключительными комментариями выступил Ласло Балох, заместитель статс-секретаря Министра экономики Венгрии, подведя итог обсуждениям первого дня конференции.

Итоги первой параллельной сессии
Прямые иностранные инвестиции могут создавать положительные эффекты для всей экономики, однако государство должно создавать для этого условия. Тем более, что МСП оказываются на деле изначально пассивнее, что касается внедрения передовых управленческих практик и технологий, чем остальные компании.

Мониторинг деятельности МСП требует разработки более совершенных инструментов, более детальных данных.

Итоги второй параллельной сессии
С точки зрения структуры ГЦС, появляются новые центры, например Китай, но и старые центры, такие как Германия, также сохраняют стабильность. Помимо имеющихся классификаций, ГЦС можно условно разделить на две категории, с точки зрения управленческой структуры - змеи и пауки. ГЦС-змеи характеризуются линейной цепочкой транзакций, а ГЦС-пауки представляют собой структуру, когда единственный центр замыкает на себя остальные компании. Таким образом ГЦС-змеи более способствуют трансферу знаний и технологий, поскольку ГЦС-пауки исключают возможность взаимодействия между периферийными компаниями.

Такая специфика ГЦС должна учитываться мерами государственной политики, направленной на повышение качества участия компаний в ГЦС.

Итоги третьей сессии
Семейные МСП сравнительно слабее в менеджменте, чем остальные МСП, а МСП сравнительно слабее в качестве управления, чем остальные компании. Однако семейные компании, управляемые профессионалами, могут показывать высокие показатели производительности.

Поэтому для МСП очень важно нанимать профессионалов своего дело, что взамен требует от МСП способности воспринять их опыт. Также, важными могут являются поглощения МСП зарубежными компаниями, что положительно сказывается на производительности и качестве управления.

Актуальность для России
Результаты исследований, продемонстрированные в рамках конференции, представляют для России безусловный интерес, поскольку вопросы развития МСП традиционно являются одними из приоритетных для России. В 2016 г. в России зарегистрировано 6,1 млн субъектов МСП. По сравнению с 2014 г. этот показатель вырос на 35%. Соответствующие вопросы курирует Министерство экономического развития РФ совместно с Корпорацией МСП, а также другими ФОИВ и бизнес-объединениями. При этом Россия первостепенное внимание уделяет:
  • совершенствованию специальных налоговых режимов;
  • упрощению процедур регистрации и форм отчетности;
  • совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

На федеральном уровне за последние годы приняты решения, направленные на кардинальное улучшение условий деятельности МСП. В частности, повышен порог дохода по упрощенной системе налогообложения до 150 млн. рублей, продлено действие единого налога на вмененный доход, обеспечена замена штрафа предупреждением за первое правонарушение, а также упрощено кадровое делопроизводство для микропредприятий.

В ближайшие годы в рамках реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагается, в том числе, создать базовую инфраструктуру поддержки МСП в регионах, а также повысить качество и доступность государственных услуг, предоставляемых МСП, в формате Центров оказания услуг МСП, работающих по принципу единого окна.

Справочно