• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия готовится принять участие в новом раунде исследования грамотности взрослых PIAAC

27-28 апреля в Париже состоялась 18-я встреча Совета стран-участниц проекта PIAAC, посвященная вопросам реализации второго раунда исследования. Российскую Федерацию на встрече представлял Олег Подольский, научный сотрудник Института образования ВШЭ.

Главной темой встречи стало проведение второго раунда международного исследования грамотности взрослых (Programme for International Adult Assessment, PIAAC). Данный проект является наиболее масштабной попыткой оценить ключевые компетенции взрослого населения (16-65 лет) по направлениям: грамотность чтения (способность работать с текстами), математическая грамотность (способность использовать математические знания для решения жизненных и профессиональных задач), а также решение задач в технологически насыщенной среде.

            В рамках встречи были рассмотрены следующие вопросы:

  • Проведение второго раунда исследования в 2019-2021 гг.;
  • Апробация инструментария онлайн версии проекта PIAAC – Education and Skills Online (ESO), в котором принимает участие Российская Федерация;
  • Дальнейшие исследования результатов, полученных в результате реализации первого цикла проекта.

Андреас Шляйхер, директор Директората по образованию и навыкам ОЭСР, рассказал о возможности включения в исследование дополнительного опроса работодателей, результаты которого могут принести массу полезной информации для анализа. В целом ряде стран, например, в Великобритании и Канаде, мониторинговые исследования запросов работодателей (например, британское Employer Skills Survey и канадское Hard to Fill Jobs Survey) проводятся регулярно. Соответственно, для изучения связи между владением ключевыми компетенциями и достижениями человека на рынке труда представляется интересным, так как позволяет сравнить то, какие компетенции и навыки в данный момент наиболее востребованы работодателями, с теми компетенциями и навыками, которые сейчас исследует ОЭСР.

            Кроме того, важной частью исследования может стать оценка некогнитивных компетенций. Первый раунд исследования PIAAC показал, что далеко не всегда востребованность человека на рынке труда объясняется уровнем грамотности чтения и математической грамотности. В рамках второго раунда проекта PIAAC будет предпринята попытка выделить и оценить ключевые некогнитивные компетенции.

Исследование Education and Skills Online (ESO), в отличие от PIAAC, оценивает, в том числе, и некоторые некогнитивные компетенции, например, мотивацию к учебе и работе. В настоящее время апробация инструментария данного исследования проходит в России. Результаты апробации могут оказать существенное влияние на второй раунд PIAAC.

            Наконец, важной темой всех публикаций, основанных на результатах первого раунда PIAAC, является несоответствие уровня ключевых компетенций человека и его профессиональных обязанностей. В дальнейшем ОЭСР планирует опубликовать ряд материалов по данной тематике на основе анализа полученных данных в первом раунде.

            Еще одной важной темой, обсуждавшейся в ходе встречи, стала концептуальная рамка изучения и оценки ключевой компетенции «решение задач в технологически насыщенной среде». Результаты PIAAC показали, что данная компетенция является наиболее спорной с концептуальной точки зрения и полученные результаты с трудом поддаются анализу. Эксперты ОЭСР уже давно работают над концептуальной рамкой данной ключевой компетенции. В ходе очередной встречи в Париже были представлены некоторые результаты их работы.

Кроме того, за прошедшее с момента реализации первого раунда проекта время цифровые технологии шагнули далеко вперед, что значит, что во втором раунде PIAAC задания придется существенно трансформировать.