Первая встреча Управляющего Совета международного сравнительного исследования учительского корпуса TALIS-2018.
22-23 марта в Сингапуре состоялась 1-я встреча Управляющего Совета международного сравнительного исследования учительского корпуса TALIS-2018. В состоявшейся встрече участвовали Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, и ведущий сотрудник Марина Александровна Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Эта встреча дала старт подготовки новой волны масштабного исследования в области преподавания, профессионального развития, сотрудничества и оценки качества работы учителей. Исследование опирается на письменный опрос более 4000 учителей в каждой из стран-участниц, число которых в 2018 г. достигнет 40. Кроме учителей в опросе принимают участия директора школ, вошедших в национальные выборки.
Особенностью исследования можно считать то, что, начавшись в 2008 г., оно продолжает постоянно расширяться, не только охватывая новые проблемы в области преподавания и учения, но и новые сферы системы образования, например, продвигаясь из основной школы в начальную и в дошкольное образование. Продолжают развиваться и методы исследования. Чрезвычайно интересной кажется форма видео-исследования, которое будет сопровождать основной TALIS-2018 и позволит создать банк реальных свидетельств - видеозаписей лучших уроков, проведённых учителями в разных странах на одном предметном материале. Пока оно является пробным, и лишь немногие страны решились принять в нём участие. В 2018 г. России в их числе ещё не будет.
За оставшееся до 2018 г. время Международному Консорциуму, разрабатывающему инструменты исследования, предстоит подготовить новые версии анкет, в которые впервые будут включены, например, такие блоки, как «готовность учителей к инновациям» и «работа в мультикультурных контекстах». На состоявшейся встрече в ходе групповой работы представители стран-участниц обсуждали пилотную версию анкет, искали возможность адаптировать её к особенностям национальной системы образования, а также сделать формулировки вопросов предельно ясными и понятными всем учителям.
Россия будет участвовать в исследовании TALIS уже во второй раз. Администрирует его проведение и проводит анализ собранных данных Центр социально-экономического развития школы Института Образования.
Не менее интересным событием, бывшим частью повестки, но происходившим уже после завершения основной программы встречи, были визиты в школы Сингапура. Как известно, сингапурская образовательная система одна из наиболее успешных и динамично развивающихся. Было интересно узнать, что школы Сингапура отличают не столько новые технологии и сверхсовременная образовательная среда, сколько очень чёткая организация учебного времени школьников и рабочего времени учителей и большая учебная нагрузка учащихся всех возрастов. Неожиданным элементом, возможно определяющим эффективность работы школы, оказалось дифференцированное преподавание в группах, выделенных на основании способностей и учебных достижений учеников уже с момента их прихода в школу. А поучительным – тщательно выстроенное и насыщенное сотрудничество учителей и профессиональный обмен, которому уделяется существенное время в рабочем графике учителей.
В общем, подобный опыт можно считать живой и качественной иллюстрацией к уже собранным и будущим данным исследования TALIS.