• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальные цепочки стоимости: что это такое?

В новой публикации Рафаеля Каплински дается прекрасный пример того, что представляют собой "Глобальные цепочки добавленной стоимости" (ГЦС/ГЦСС).

Рассмотрим приводимые им иллюстрации:
Здесь условно представлена глобальная цепочка создания Apple iPhone. Как видно, добавленная стоимость создаваемая Китаем гораздо ниже, чем у других стран. Даже США поставляют в Китай больше компонентов в стоимостном выражении, чем производит Китай добавленной стоимости при сборке конечного продукта. При этом вклад других стран в конечную добавленную стоимость также значительно выше, чем у Китая. При этом в экспортной статистике Китая будет учитываться вся предыдущая добавленная стоимость, и экспорт Китая будет значительно выше, чем у других стран. Наибольшую же прибыль из этой ГЦС извлекают США, добавляя розничную наценку в 64%. На рынок потребителя продукт выходит со стоимостью 500 долларов, хотя себестоимость его составляет всего 179 долларов.
На данном рисунке условно представлена схема создания самолета. Как мы видим, в данной ГЦС принимает огромное число стран, делая ее по-настоящему глобальной.
Основу подхода и теории глобальных цепочек стоимости составляет анализ различных моделей управления внутри них. Данные модели представлены на рисунке выше. Стоит отметить, что подход глобальных цепочек во многом опирается на теорию трансакционных издержек, вбирая в себя ее ключевые положения и развивая их далее. По оси ординат расположены звенья ГЦС от поставщиков (внизу) к потребителям (вверху). По оси абсцисс слева направо можно наблюдать, как растет степень координарии ГЦС ее ведущими игроками и увеличивается асимметрия рыночной власти. Полюсами данной схемы выступают "рыночные" ГЦС, где игроки на разных звеньях обладают одинаковой рыночной властью и система управления децентрализована, и "иерархические" ГЦС, олицетворяющие одну вертикально интегрированную фирму.
Данный график также представляется интересным. Здесь представлены различные функции, которые фирма может выполнять в рамках ГЦС, и приносимая ими экономическая рента, их прибыльность. Как мы видим, самые прибыльные функции те, которые в наибольшей степени удалены во времени от процесса непосредственной сборки продукта - это дизайн и послепродажное обслуживание. В свою очередь толщина "улыбки" может отражать количество фирм, выполняющих данную функцию. Таким образом, самые прибыльные сегменты ГЦС заняты наименьшим числом игроков.
Источник:
Kaplinsky R. Global Value Chains: Where They Came From, Where They Are Going and Why This Is Important // Innovation, Knowledge, Development Working Papers. 2013. № 68.