• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудничество России и ОЭСР

История сотрудничества

Сотрудничество России и ОЭСР имеет более чем 10-летнюю историю. В советский период специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. В 1990 году в ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, который в том числе стал координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией.

Началу официального сотрудничества способствовали как внутренние реформы в России, связанные с установлением рыночных отношений и демократически норм, так и внутренние реформы самой ОЭСР, которая, оставаясь до этого времени «закрытым клубом», начала реализовывать стратегию расширения, включив в свой состав бывшие социалистические страны Европы.

Нормативно-правовая и институциональная основа сотрудничества России и ОЭСР

Нормативно-правовую основу текущего сотрудничества составляют  подписанные в 1994 г. Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. В практическом плане в целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 г. была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, в круг задач которой входит разработка мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР, определение общей линии сотрудничества с Организацией. Позднее на уровне Правительства РФ была создана Комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР, что отражало необходимость параллельного решения вопросов вступления России в ВТО и ОЭСР. Сейчас эту Комиссию возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Игорь Иванович Шувалов.

В 1995 году была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества  ОЭСР и России. В соответствии с этими программами сотрудничество России и ОЭСР шло по следующим направлениям:
  • оказание консультативного содействия ОЭСР России в осуществлении рыночных преобразований;
  • участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе ряда комитетов и рабочих групп ОЭСР, количество которых постоянно расширялось;
  • участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР, в работе по сбору статистической информации и разработке статистических показателей;
  • участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР;
  • доступ России к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР.

Реальное взаимодействие ОЭСР и России осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Центр реализует общую и специальные (для конкретных стран) программы, а также программу обучения. Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.

Очевидно, что будущее членство в ОЭСР существенно расширит нормативно-правовую базу сотрудничества. Россия должна будет предоставить дипломатический иммунитет сотрудникам ОЭСР, находящимся на территории нашей страны, и со своей стороны делегировать постоянного представителя  в Совет ОЭСР. Кроме того, Россия должна будет присоединиться к Конвенции о создании ОЭСР, а также ряду других международных соглашений, участниками которых являются все страны-члены ОЭСР.

Опыт сотрудничества России и ОЭСР

За последнее десятилетие накоплен обширный и полезный  опыт сотрудничества России и ОЭСР. России удалось поднять уровень политического диалога с ОЭСР, а также фактически приобрести особый статус  страны-партнера.

Россия участвует в работе большего числа Комитетов и вспомогательных органов ОЭСР, чем любая другая страна, не являющаяся членом Организации. На протяжении последних 10 лет круг комитетов и рабочих групп ОЭСР, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя, постоянно расширялся.  В 2007году Россия являлась наблюдателем в 20 комитетах и рабочих группах ОЭСР.

В настоящее время Россия активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 комитетах ОЭСР и нескольких рабочих группах, что дает России право высказывать позицию своего государства по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Рассматривался вопрос о получении статуса наблюдателя еще в нескольких комитетах (по страхованию, торговле, финансовым рынкам, помощи развитию, госуправлению, в рабочей группе по борьбе с коррупцией), однако теперь, вероятно, этот вопрос будет решен вместе с ожидаемым вступлением России в ОЭСР.

Участие России в структурных подразделениях ОЭСР

Статус: Полноправный участник (14)

Комитет по стали

Управляющий Комитет по ядерной энергетике

Комитет по переработке ядерных отходов

Комитет по ядерной науке

Комитет по ядерному праву

Комитет по связям между Россией и ОЭСР

Совместный OECD/ITF исследовательский комитет по транспорту

Комитет по инвестициям

Комитет по безопасности ядерных установок

Комитет по защите от радиации и здравоохранению

Комитет по ядерной регулирующей деятельности

Комитет по бюджетно-финансовым вопросам

Комитет по техническим и экономическим исследованиям развития ядерной энергетики и топливного цикла

Статус: Наблюдатель (13)

Комитет по научно-технологической политике и его структурные подразделения

Комитет по политике в области цифровой экономики

Комитет по бюджетно-финансовым вопросам

Комитет по промышленности, инновациям и предпринимательству

Комитет по статистике и статистической политике

Комитет по конкуренции

Комитет по оценке экономики и развития

Комитет по образовательной политике

Комитет по занятости, труду и социальному обеспечению

Комитет по рыболовству

Комитет по частному пенсионному обеспечению и страхованию

Комитет по регуляторной политике

Комитет по туризму

 

Россия также участвует во многих из Глобальных Форумов ОЭСР. На Россию приходится около 20% бюджетных средств ОЭСР, выделяемых на сотрудничество с 70 странами-не-членами Организации.

Основные направления сотрудничества

ОЭСР оказала и продолжает оказывать  содействие в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях в создании институтов и инструментов рыночной экономки. Прежде всего очень важна поддержка ОЭСР в области разработки законодательства в различных секторах экономики.

Особое значение консультативное и техническое содействие ОЭСР имеет в разработке антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, в привлечении иностранных инвестиций, приватизации, реформе предприятий, банковской реформе, решении проблем государственного управления и регулирования, корпоративного управления, рыночных преобразований в сельском хозяйстве, в реформировании естественных монополий, в модернизации образовательной политики, научно-технической и инновационной политики.

Регулярно публикуются общеэкономические обзоры ОЭСР по России, а также специализированные исследования и обзоры положения в отдельных секторах экономики и социальных отношений. Для обсуждения подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР, представителей исполнительной и законодательной власти РФ, а также национальных и международных исследовательских центров. По их результатам готовятся материалы, содержащие рекомендации для соответствующих государственных ведомств РФ.

Кроме того, обзор экономической ситуации в России наряду с другими странами включается в ежегодно публикуемый Economic Outlook.

В процессе консультирования российских государственных и законодательных органов по подготовке проектов экономических законов, используется опыт стран ОЭСР, наиболее преуспевших в данной области. Кроме того, учитываются международные стандарты (например, нормы кодексов ОЭСР). Так, например, с участием привлеченных ОЭСР международных экспертов был разработан ряд актов российского антимонопольного законодательства, законодательства о банкротствах, сделано несколько предложений по совершенствованию проектов новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Рекомендации экспертов ОЭСР нашли непосредственное отражение в «Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации до 2010 года». Это стало результатом сотрудничества России с Международным энергетическим агентством, декларация о сотрудничестве с которым была подписана Россией в 1994 г. Сотрудничество России с ОЭСР с области энергетики в последнее время приобретает все большее значение в силу жизненной важности топливно-энергетического комплекса для экономики нашей страны, а также значимого места России в мировом производстве энергоносителей. В 2007 году Правительство России и Агентство по Ядерной Энергии подписали Совместную декларацию о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, определяющую цели, области и формы сотрудничества, включая участие России в качестве постоянного наблюдателя в постоянно действующих Технических комитетах и Рабочих группах АЯЭ.

Результаты работы Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России,  регулярно (начиная с 1999 г.) объединяющего на своих заседаниях российских и зарубежных экспертов в области корпоративного управления, в частности легли в основу  Белой книги по вопросам корпоративного управления в России, опубликованной в 2002 г., в которой были сформулированы ключевые политические цели и первоочередные задачи реформ, в частности, обеспечение равного отношения к акционерам, повышения уровня раскрытия информации и т.д. 

Еще одним важным направлением сотрудничества России и ОЭСР является сфера образования в силу растущей значимости образования в формировании экономики, основанной на знаниях. Россия участвует в Программе ОЭСР по международной оценке  образовательных достижений учащихся. Российские эксперты принимают активное участие в разработке статистических индикаторов образовательных систем (INES), обеспечивая прочную базу для количественных международных сравнений в области образования. Россия приняла участие в двух проектах Директората ОЭСР по образованию – Тематическом обзоре по равенству в образовании и Тематическом обзоре по высшему образованию.

Большое значение для России имеет определение ОЭСР кредитного рейтинга, влияющего на условия заимствования на мировых финансовых рынках. Так в январе 2007 года Совет ОЭСР принял решение о переводе России из четвертой в третью группу инвестиционных рисков, что должно привести не только к улучшению общего экономического имиджа нашей страны, но и к удешевлению западных связанных кредитов для российских компаний.

В рамках программ сотрудничества с Россией Центр ОЭСР по сотрудничеству со странами-не-членами организует программы обучения, в частности проводит семинары по инвестиционному законодательству, статистике, политике развития конкуренции, бухгалтерскому учету и развитию предпринимательства.

Став полноправным членом ОЭСР, Россия сможет продолжить сотрудничество с ОЭСР по этим приоритетным направлениям, но уже на более основательной партнерской основе, внося более значимый вклад в разработку международных механизмов реализации и оценки политики в различных сферах с учетом своих национальных интересов.

Перспективы вступления России в ОЭСР

Заявив о своем стремлении вступить в ОЭСР на саммите «Группы восьми» в Галифаксе в 1995 году, Россия представила официальную заявку на вступление в ОЭСР в 1996 году. Последние 10 лет Россия и ОЭСР постепенно расширяли и углубляли свое сотрудничество, последовательного придерживаясь курса на вступление России в Организацию, которое изначально было признано «взаимно разделяемой целью».

В соответствии со Стратегией расширения ОЭСР в ходе 1155-й сессии Совета, состоявшейся 10-13 мая 2007 г. была согласована «Общая процедура вступления новых членов».
16 мая 2007 г. Совет ОЭСР на уровне министров принял решение о начале переговорного процесса о вступлении России в Организацию. Для России данное решение означает начало нового и важного этапа сотрудничества с ОЭСР, итогом которого должно стать вступление России в эту авторитетную экономическую организацию, что было и остается одним из российских приоритетов международного сотрудничества.

Представление в ОЭСР «Начального меморандума о позиции Российской Федерации в отношении правовых актов ОЭСР» 24-25 июня 2009 года стало официальным началом переговорного процесса по присоединению нашей страны к ОЭСР и начало широкомасштабной работы по расширению сотрудничества России и ОЭСР в самых различных областях.

К настоящему моменту вопросы присоединения России обсуждены во всех ключевых комитетах ОЭСР.

Можно ожидать, что Россия в ближайшее время может стать членом Организации в связи с существенным прогрессом в переговорном процессе, в том числе по вопросам присоединения к ВТО.* Текущие переговоры по вступлению в ОЭСР и будущее членство в Организации открывает новое пространство для диалога между Россией и ОЭСР.   Для нашей страны текущий переговорный процесс означает необходимость существенного наращивания аналитического потенциала с учетом международного опыта и необходимость более активного и полноправного участия в международном процессе выработки экономических и политических правил и норм, ведущемся на уровне ОЭСР.

Сегодня наблюдается обоюдная заинтересованность России и ОЭСР в скорейшем присоединении нашей страны к Организации. Так, в рамках Петербургского международного экономического форума, прошедшего в июне 2012 г.,  Президент Российской Федерации  В.В. Путин обозначил временные рамки процесса присоединения: «Полагаю, что это присоединение могло бы состояться уже в 2014 году». В.В. Путин напомнил, что интеграция в международные экономические процессы — это безусловный выбор России, от которого Россия не отказалась  в период кризисных испытаний и который не будет меняться и в дальнейшем (Источник:Сайт Президента Российской Федерации).

Со стороны ОЭСР также наблюдается растущий интерес к опыту российских преобразований, потребность в получении более актуальной и полной информации о масштабе, динамике и перспективе российских реформ.

Для России сотрудничество с ОЭСР в текущем статусе страны-партнера и в дальнейшем  в статусе страны-члена имеет первостепенное значение.  Во всем мире обеспечение качественного аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР является одним и приоритетных направлений  международного сотрудничества, поскольку открывает доступ к международной  экспертизе высочайшего уровня, позволяет участвовать в выработке стратегических направлений развития современной экономики, представлять национальный опыт социально-экономических преобразований и представлять данные о развитии национальной экономики и отдельных ее секторов в международных сопоставительных исследованиях ОЭСР.

Несмотря на то, что к концу 2013 года большинство комитетов ОЭСР подтвердили готовность России к присоединению, 12 марта 2014 решением управляющего совета ОЭСР процесс присоединения России к ОЭСР был приостановлен. Тем не менее, эксперты выражают надежду на скорейшее возобновление переговоров о вступлении, с тем чтобы взаимоотношения России с ОЭСР и дальше носили прагматичный и взаимовыгодный характер.

* До недавнего времени ключевым препятствием для вступления России в организацию ОЭСР был неразрешенный вопрос с членством в ВТО. Решение 8-й Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве 16-го декабря 2011 года, в ходе которой были одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО и ратификация Протокола о присоединении России к ВТО Госдумой России 10 июля 2012 года, позволяют ожидать завершения переговоров о присоединении России к ОЭСР уже в самое ближайшее время.

Ознакомиться с нормативно-правовой базой ОЭСР на русском языке можно, перейдя по ссылке: Нормативно-правовая база ОЭСР

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!