• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ОЭСР


Итоговый отчет по проекту ОЭСР «Новые подходы к экономическим вызовам»


В рамках 18-й сессии Комитета по образовательной политике был представлен итоговый отчет по инициативе ОЭСР «Новые подходы к экономическим вызовам» (New Approaches to Economic Challenges, NAEC). Процесс активизации NAEC был запущен еще в 2012 году на сессии Совета ОЭСР на министерском уровне, а 2014 году вышел отчет «Политические вызовы следующих 50 лет», который дает рекомендации с учетом вероятных долгосрочных изменений экономических структур и многомерных задач, внедренных на основе методов интегрированного моделирования.
Хотя NAEC изначально были созданы для противодействия последствиям мирового финансового кризиса 2008 года, сейчас основной задачей в рамках NAEC является не только разработка политики, способствующей преодолению кризиса, но и устойчивых инклюзивных экономических систем, способных противостоять экономическим шокам. Учитывая высокую степень взаимозависимости между странами, существование такой системы возможно только при наличии координации государственных политик на различных уровнях (например, в рамках «Группы двадцати»), учета систематических рисков и долгосрочного прогнозирования.

Для этого в рамках NAEC были запущены 28 проектов, целью каждого из которых является разработка отдельных политических рекомендаций, соответствующих принципам и задачам NAEC. Они затрагивают причины кризиса, в особенности роль финансовой системы и издержки погрешностей прогнозирования на всех его этапах, новые подходы к финансированию предприятий малого и среднего бизнеса и социальной сферы, внесение изменений в существующую методологию и расчет статистических показателей, принципы приоритезации политических инструментов с учетом последствий для распределения доходов, экологии, роста и капитала.

Поскольку работа по этим направлениям является масштабной и была начата недавно, проекты по нескольким направлениям еще находятся в процессе, и рекомендации по ним имеют предварительный характер.

На текущий момент наибольших успехов в разработке конкретных политических рекомендаций согласно концепции NAEC ОЭСР удалось добиться в направлении фискальной политики. За последние годы был проведен ряд исследований по данной тематике, основные выводы по результатам которых представлены ниже.

Стимулирование долгосрочных инвестиций в условиях старения населения и увеличения средней продолжительности жизни

Деятельность пенсионных компании все в большей степени сопряжена с рисками, связанными с увеличением продолжительности жизни. Это, в свою очередь, требует от пенсионных фондов, страховых компаний, независимых брокеров и банков эффективного управления рисками.

Новым подходом в этой области является хеджирование этих рисков за счет стандартизации и обеспечения траспарентности и достаточной ликвидности. Значимую роль в этом может играть государство.

Во-первых, государство может стимулировать использование постоянно обновляемых таблиц данных по смертности, включающих также стохастические прогнозы ожидаемого будущего увеличения продолжительности жизни.

Кроме того, оно может содействовать разработке надежного индекса продолжительности жизни для обеспечения стандартизации и транспаретности для предотвращения несоответствия стимулов хеджирующей стороны и инвесторов.

Помимо этого государства могли бы выпускать облигации, в основе которых будет лежать этот индекс, на базе которых бы проводился бенчмаркинг ценообразования. Таким образом государства взяли бы на себя часть риска, связанного с увеличением продолжительности жизни, что впоследствии стало бы хорошим стимулом для активизации рынка капитала.

Фискальная консолидация, не препятствующая росту экономики

Несмотря на попытки прошлых лет преодолеть дефицит бюджета и аккумулирование долговых обязательств, многие страны ОЭСР по-прежнему нуждаются в финансовой консолидации.
Согласно исследованию ОЭСР, реализация фискальной консолидации возможна без ущерба экономическому росту и формированию капитала.

Для выбора подходящих инструментов страны должны ранжировать их исходя из краткосрочных и долгосрочных последствий для темпов экономического роста экономики, распределения доходов и капитала. Предпочтение должно отдаваться тем, которые в большей степени соответствуют концепции NAEC. Половина стран ОЭСР может полностью удовлетворить потребность в фискальной консолидации высокоранжированными инструментами, почти все оставшиеся – большую ее часть. Только Япония, Великобритания и США вынуждены использовать преимущественно те механизмы, которые окажут негативные последствия для роста.

Одним из предлагаемых ОЭСР инструментов является увеличение стоимости высшего образования наряду с введением стипендий и грантов. Это позволит снизить нагрузку на государственный бюджет и одновременно приведет к росту за счет прохождения большего числа ступеней образования и повышения его качества.

Оценка и измерение качества труда

Несмотря на важность качества труда, основным анализируемым аспектом, связанным с занятостью, является ее количественная оценка.

В прошлом уже были сделаны попытки разработки индикаторов, способных измерить и дифференцировать качество труда, однако так и не удалось прийти к единому показателю.

Сложность учета качества труда при разработке политики во многом связана с комплексным характером его оценки. Другими словами, есть несколько способов концептуализировать его анализ и измерение. Прагматический подход ОЭСР заключается в рассмотрении тех аспектов качества труда, которые оказывают наибольшее воздействие на благосостояние рабочих и которые могут быть одинаковым образом оценены для представителей разных отраслей и стран. 

Несмотря на эти методологические сложности, государственная политика должна быть разработка с учетом последствий ее реализации для качества труда.

Разработка политики, ведущей к росту не только ВВП на душу населения, но и медианного дохода

Согласно исследованиям ОЭСР, ряд политик, целью которых в первую очередь является стимулирование экономического роста, ведет к большему увеличению дохода у домохозяйств с низким уровнем доходов. В частности, это является последствием стимулирования конкурентной среды, снятия барьеров для торговли и ПИИ, активизации программ помощи в поиске работы и так далее.

Тем временем сокращение пособий по безработице в долгосрочном периоде приводит к росту ВВП на душу населения, а также среднего уровня дохода, хотя оказывает отрицательное воздействие на благосостояние домохозяйств с низким уровнем дохода.

Учитывая потребность многих государств в преодолении неравенства, предпочтение должно отдаваться тем инструментам политики, которые одновременно снижают неравенство распределения доходов и стимулируют экономический рост. Особенно важно вовлечение в трудовую деятельность женщин и социально-отчужденных групп граждан.

Обеспечение стабильности социальных институтов

Согласно результатам исследования, фискальные меры могут содействовать стабильному функционированию общественных институтов во время кризисов.

Примерами успешной реализации реформ в данном направлении являются реформы пенсионных систем в США, Великобритании, Швеции и Германии, а также реформа здравоохранения в Финляндии.

Все эти реформы были подготовлены заранее независимыми экспертными комиссиями. Благодаря этому жители перечисленных стран были подготовлена к будущему формированию резервных фондов, что внесло свой вклад в социальное обеспечение.

Что касается здравоохранения, то жесткие бюджетные ограничения и децентрализация финансирования и расходов, как это было в случае реформы 1990-х годов в Финляндии, способствовало стабильному поддержанию запасов всевозможных медикаментов.

Так как социальная и экономические сферы неизбежно подвержены внешним шокам, государствам необходимо найти правильный баланс между увеличением расходов на социальные нужды во время кризисов и выстраиванием долгосрочных устойчивых систем социального обеспечения.

Хотя итоговый отчет по NAEC уже опубликован, основополагающие принципы этой концепции будут являться руководящими для всей деятельности ОЭСР на ближайшую перспективу. Как заявил генеральный секретарь ОЭСР Анхел Гуррия, положения этой концепции следует распространить на все горизонтальные направления работы Организации в рамках стратегического видения «21 для 21». Поэтому в ближайшие годы следует ожидать прорывных результатов и по другим тематическим областям.

Юлия БОДРОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.