• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР


Исследования ОЭСР в рамках концепции «треугольника знаний»


Реалии современного глобализирующегося мира, в котором имеет место усиление конкуренции между основными экономическими игроками, заставляют оптимизировать и совершенствовать взаимодействие между различными сферами, вовлеченными в создание национального благосостояния. В качестве одного из новейших методов оптимизирования может быть рассмотрена так называемый треугольник знаний (the Knowledge Triangle). «Треугольник знаний» представляет собой кластеры, в которых сгруппированы и активизированы такие важные элементы, как образование, исследовательские разработки и инновации, что выделяет их значимость для определения научно-исследовательской и инновационной стратегий государств, а также крупных компаний.

В подобных кластерах осуществляется последовательная передача наработанного опыта и знаний, разработка новых технологий и систем, а затем их внедрение и использование. Так, в «треугольнике знаний» наблюдается активное использование передовых методов обучения (например, онлайн-ресурсов, электронных курсов и т.п.), стартапов и сотрудничества между государственными органами и исследовательскими институтами.

Модель «треугольника знаний» прежде всего основана на ориентированности на развитие качества человеческих ресурсов и их навыков путем непрерывного образовательного процесса, нацеленного на формирование интереса к исследовательской деятельности с акцентом на прикладные свойства получаемых знаний. Другими словами, получаемые знания служат основой для создания новых знаний с возможностью их реализации в форме конкретного инновационного проекта.

Логично предположить, что функционирование подобного «треугольника знаний» должно базироваться на высококачественном и соответствующем современным стандартам образовании, профессиональном опыте, развитой исследовательской базе, а также на отточенной системе взаимодействия бизнеса с другими общественными институтами. При этом в рамках модели «треугольника знаний» выделяется активное взаимодействие между отмеченными выше компонентами в форме «образование – исследования – инновации», в которой каждый из элементов тесно взаимосвязан с двумя остальными, что способствует возникновению эффекта синергии и росту производительности труда и общественного блага.

Тем не менее для получения подобных результатов необходимо наличие соответствующих условий, благоприятных не только для качественного формирования каждого из компонентов, но и для активизации их взаимного сотрудничества. Так, ОЭСР вовлечена в изучение «треугольника знаний» в рамках трех проектов, проводимых Рабочей группой по инновационной и технологической политике (Working Group on Innovation and Technology Policy, TIP) Комитета по научно-технической политике ОЭСР.

Основами создания «треугольника знаний», согласно результатам исследований TIP, являются вузы, которые концентрируют образовательный и исследовательский потенциалы, а также могут включать и инновационно-предпринимательский потенциал за счет развития бизнес-инкубаторов. Кроме того, в проектах TIP в контексте «треугольника инноваций» рассматриваются проблемы разнообразия производственных акторов, развития инновационных экосистем, а также формирование новых моделей получения энергии и ее распространения. Примером может служить то, что успешность трансформации энергетической системы является приоритетной для таких стран – членов ОЭСР, как Япония, Швеция и Германия, ввиду высокой степени зависимости от импортных энергоресурсов.

Подводя итог, следует отметить, что развитие «треугольника знаний» является важным для повышения конкурентоспособности государства и представляет значительный исследовательский интерес для ОЭСР с точки зрения поиска ответов на глобальные вызовы человечества.

Роман ФАЙНШМИДТ

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.