• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА


Новая инновационная стратегия ОЭСР


Появление в 2015 г. проекта новой инновационной стратегии ОЭСР[1] (далее – Стратегия-2015) стало результатом длительной аналитической работы и исследований международных экспертов. Она представляет собой своего рода руководство по совершенствованию комплексной гибкой модели управления процессами, так или иначе затрагивающими разнообразные проявления инновационной активности, с долгосрочными ориентирами на рост продуктивности, повышение темпов устойчивого развития и др.Принципиально новые аспекты, которые выделяются в Стратегии-2015 (по сравнению с документом 2010 года[2]), известны, поскольку в течение нескольких лет обсуждались на различных экспертных площадках. Речь идет об усилении роли науки, технологий, инноваций (далее – НТИ) как ключевого фактора ускорения социально-экономического развития на глобальном, национальном и региональном уровнях, функций государства в развитии данной сферы; появлении и быстрой смене форматов создания и трансфера знаний/технологий, объектов интеллектуальной собственности; социальном значении инноваций; развитии комплексных подходов к изучению и регулированию НТИ (системные, открытые, инклюзивные, «обратные» инновации и др.).

В подготовке документа участвовали международные и национальные эксперты, различные структурные подразделения ОЭСР. Различные комментарии по стратегии систематизировались и публиковались под эгидой Директората ОЭСР по научно-технологической и инновационной политике (Directorate for Science, Technology and Innovation Policy)[3]. Финальный документ подготовлен аппаратом генерального секретаря ОЭСР (Secretary General of the OECD).

Специфика новых стратегических установок ОЭСР

Ключевыми направлениями ревизии Стратегии-2015 является изучение (систематизация, оценка):
- параметров/факторов, влияющих на интенсивность инновационной активности в бизнес-секторе (включая субсидии, гранты, налоговые стимулы для развития исследований и разработок),
- создание благоприятной среды для этих процессов, смягчения существующих барьеров, препятствующих им;
- локальных стратегий стимулирования инновационного развития (place-basedpolicies);
- поддержки квалифицированной рабочей силы для инновационной экономики[4];
- политики (конкретных инструментов) поддержки появления и развития новых, а также быстрорастущих компаний;
- новых индустриальных стратегий, в том числе базирующихся на так называемой умной специализации;
- теории и подходов к развитию, ориентированному на спрос (demand-pulltheory);
- эффектов политики, базирующейся на учете интересов потребителей (consumerpolicy), и ряда других.

Эксперты ОЭСР отмечают, что синтез разных стратегических направлений целесообразен только в том случае, если это дает синергетический эффект для развития экономики, общества, сферы НТИ[5]. Целесообразно не допускать дублирования направления и инструментов регулирования, источников инвестиций.

«Идеальные» инструменты должны быть: действенными – четкими для поддержания требуемого уровня инновационной активности, стимулирования непрерывного процесса создания инноваций; стабильными – позволять инвесторам осуществлять планирование с учетом рисков; гибкими, чтобы дать возможность воплощать действительно новые идеи; релевантными стратегическим целям.

Далее более подробно представлены некоторые ключевые группы рекомендаций ОЭСР в области развития и поддержки НТИ.

Перспективные направления и инструменты регулирования:прямая и косвенная поддержка инновационного бизнеса

В странах ОЭСР поддержка инновационной деятельности традиционно осуществляется через комплекс механизмов прямого и косвенного воздействия. Инструменты прямого воздействия включают государственные закупки инновационной продукции; гранты, субсидии, займы, венчурные инвестиции; инновационные ваучеры; консалтинг и ряд других. Они призваны стимулировать бизнес, направлять его внимание на создание новых наукоемких отраслей/ производств/продукции или же секторов/производств с высокой социальной отдачей. Речь идет прежде всего о распространении так называемых зеленых технологий и социальных инноваций; новых формах трансфера/коммерциализации новых знаний и технологий; развитии региональных инновационных центров и др.

Активно используются и методы косвенного регулирования, в первую очередь налогового. Эксперты считают, что оценка эффектов применения налоговых механизмов в целом является достаточно трудоемкой и неоднозначной процедурой.

Однако проведенные в последние годы эмпирические исследования позволили выявить три основные группы условий (рекомендаций) успеха налогового регулирования:
- налоговые льготы должны быть релевантны нуждам (потребностям) молодых инновационных фирм (включая стартапы), у которых нет доступа к трансграничному налоговому планированию;
- правительствам рекомендуется поддерживать баланс между косвенной и целевой поддержкой исследований, разработок, инноваций, что может благоприятно сказаться на развитии всей сферы НТИ;
- эффективность налоговой поддержки исследований и разработок зависит от стабильности нормативно-правовой среды. В странах, где налоговая политика часто меняется и остается непрозрачной для бизнеса, ее влияние на развитие сферы НТИ в целом и ее отдельных сегментов существенно снижается.

Перспективные направления и инструменты регулирования: локальные стратегии

Несмотря на быстрое прогресс информационно-коммуникационных технологий, различного рода интеграционных процессов, географическая близость (расположение) остается важным фактором инновационного развития, который в настоящее время приобретает глобальное измерение. В частности, разнообразные кластеры позволяют фирмам более эффективно использовать объекты инфраструктуры, преимущества масштаба, привлекать нужные категории потребителей, заказчиков, персонала.

Эксперты ОЭСР выявили следующие проблемы влияния агломерации и кластеризации на инновационные процессы:
- кластеры дают компаниям определенные преимущества, в том числе в области роста производительности;
- выявлена и обратная зависимость: благодаря собственной высокой производительности отдельные фирмы могут объединиться в кластеры и получать более выгодное географическое положение;
- не до конца решенной остается проблема поддержки компаний, функционирующих в рамках кластера. Хотя эти фирмы, очевидно, имеют дополнительные выгоды (иначе зачем объединяться), они также с большой вероятностью могут столкнуться с «провалами рынка», как все другие экономические акторы;
- кластерная политика может приносить значимую пользу регионам, но не продуцировать такие же весомые эффекты для страны в целом.

Эксперты ОЭСР рекомендуют странам работать с уже существующими либо развивающимися кластерами, а не создавать их искусственно. Конкретные предложения предусматривают консолидацию и интернационализацию кластеров; создание сетевых платформ (усиление связей между наукой и бизнесом, межотраслевое взаимодействие, создание коллективных научных центров, технопарков, центров передовых знаний и т.п.).

Перспективные направления и инструменты регулирования: бизнес-акселераторы

Исследования ОЭСР показывают, что географическое распределение компаний с высокими темпами роста неравномерно. При этом в городах доминируют фирмы, занятые в сфере услуг. Чем концентрация этих фирм выше, тем важнее для них привлекать специалистов, обладающих предпринимательскими навыками, инновационными компетенциями, квалифицированные управленческие команды.

Одним из эффективных инструментов поддержки инновационной активности таких компаний, в том числе на региональном уровне, являются бизнес-акселераторы, которые стали эффективным «продуктом» частно-государственного партнерства. На их базе проводятся тренинги по предпринимательским навыкам; реализуются программы менторства, инновационные сессии, пиринговое образование (в области обмена интернет-трафиком).

Специалисты ОЭСР рекомендуют:
- активнее привлекать к их проектированию и деятельности частные компании, в том числе юридических консультантов и маркетологов, а также негосударственные (внебюджетные) инвестиции;
- своевременно решать вопросы об аренде, поскольку часто бизнес-акселераторы располагаются на территории компаний-участников – это крайне важно для поддержания крепких партнерских отношений;
- развивать интерактивные программы взаимодействия и обучения.

Перспективные направления и инструменты регулирования: новые промышленно-инновационные стратегии

Хотя впрямую вопросы промышленной политики не относятся к инновационной проблематике, на этом поле существует множество сопряженных проблем. Более того, зачастую разделить инновационную и промышленную политику вообще невозможно. В последние годы все больше экспертов говорят о ренессансе промышленной политики, повышении роли государства в этой области. Большинство развитых и многие развивающиеся страны ведут активную работу по обеспечению баланса отраслевой структуры экономики, что абсолютно необходимо для обеспечения национальной безопасности, устойчивых позиций в мире, преодоления кризисных явлений в экономике, ограниченности рыночных регуляторов, повышения эффективности инструментов и институтов регулирования. Очевидно, что речь идет о возрождении и развитии промышленности на новой технологической основе, рациональном сочетании горизонтальных и вертикальных инструментов регулирования, глубокой реструктуризации и модернизации базовых отраслей и создании новых.

Следуя глобальному исследовательскому дискурсу, эксперты ОЭСР выделяют следующие ключевые моменты новых инициатив в сфере НТИ, сопряженных с проблематикой промышленной политики:
- больший акцент на сетевые взаимодействия между экономическими агентами, долгосрочное планирование;
- относительное снижение роли прямой финансовой государственной поддержки, в том числе в секторах оборонной промышленности;
- переход от отраслевых стратегий к технологическим.

Эффективными инструментами регулирования в новых условиях могут стать гибкое регулирование рынка рабочей силы, более действенная миграционная политика, государственные закупки, «умная» специализация регионов (подразумевающая целевую ориентацию государственных инвестиций на области, обладающие большим потенциалом развития и обеспечивающие межрегиональные конкурентные преимущества). Отличием стратегий «умной» специализации от традиционных подходов являются активный процесс поиска предпринимателей, фокус на формировании лучшей среды для взаимодействия и реализации потенциала различных экономических акторов, усиление значения общественных интересов и потребностей.

Перспективные направления и инструменты регулирования: государственные закупки

Эксперты выделяют следующие проблемы государственных закупок как традиционного регулятора в сфере НТИ:
- недостаточная эффективность, слабая фактическая конкуренция за получение государственных заказов, излишне сложная отчетность;
- нехватка специализированных агентств (государственных и негосударственных), которые несут ответственность за эффективность закупок;
- неравномерность осуществления закупок на местном, региональном или национальном уровнях, что повышает риски инвестиции в инновации;
- дефицит кадров, в том числе управленческих, и др.

До сих пор не разработана система оценки влияния закупок инновационной продукции на уровень развития инноваций и экономики в целом.

Новации, которые предлагают в Стратегии-2015, касаются предложений по:
- классификации закупаемой продукции по ее функционалу, а не по предписываемым техническим характеристикам;
- привлечению к тендерам мелких и средних компаний, а также иностранных фирм (в рамках международных соглашений, например, соглашения ВТО о государственных закупках);
- разработке стабильной системы оценивания эффектов и влияния государственных инновационных закупок на экономику.

Перспективные направления и инструменты регулирования: содействие формированию «зеленой» экономики

Изучая инновации в качестве драйвера «зеленой» экономики, эксперты ОЭСР выделяют два ключевых момента – побочное негативное влияние экономической активности на окружающую среду, а также позитивное влияние распространения знаний и технологий, которые поддерживают инновационный рост. Для государства важно стимулировать действия экономических акторов, направленные на сохранение окружающей среды, преумножение социальных благ, и поддерживать стабильную экологическую политику и цены на природные ресурсы. Это позволяет ключевым рыночным игрокам выстраивать полноценные планы, в том числе стратегические.

В общем случае целесообразно иметь набор стратегий и ответных мер, нацеленных на решение этих и других вопросов. Например, государственные закупки могут содействовать выводу инновационной продукции на массовые рынки. Специалисты ОЭСР подчеркивают важность координации работы государства и бизнеса при разработке экологической политики и мер (финансовых и т.д.), позволяющих бизнесу справиться с несовершенствами рынка. Они рассматривают как ключевой в том числе и международный аспект экологической политики.

Международная кооперация приносит выгоду сотрудничающим странам, позволяет использовать более гибкие инструменты политики. Эксперты настаивают, что по вопросам окружающей среды и климатических изменений необходимо активнее переходить к международным технологическим соглашениям, которые позволят получить синергетический эффект и стимул к интенсивному технологическому развитию всех участников. При этом в таких соглашениях могут участвовать страны с разными уровнями экономики.

Татьяна КУЗНЕЦОВА
 

[1]The Innovation Imperative Contributing to Productivity, Growth and Well-Being. OECD Publishing. Paris. 2015 (DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264239814-en).
[2] The OECD Innovation Strategy: Getting a Head Start on Tomorrow. OECD Publishing. Paris. 2010.
[3]См., например, Directorate for Science, Technology and Innovation Policy Notes.
[4]Постулируется, что современное развитие цивилизации в значительной степени базируется на интеллектуальном потенциале нации, творческом, инициативном, новаторском развитии отдельных социальных групп, граждан, населения в целом.
[5]В этом же заключается принципиальная сложность формирования и оптимизации комплекса регуляторов (policymix).

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.