• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые задачи в области статистических индикаторов образовательных систем: по итогам встреч экспертных сетей NESLI и LSO


Программа «Индикаторы систем образования» (Indicators of Education Systems / INES) ведется в
 рамках статистической деятельности ОЭСР и предполагает разработку и публикацию сопоставимых в международном разрезе индикаторов, а также анализ развития образования как непрерывного процесса. Ее данные являются основой для оценки человеческих ресурсов и финансовых инвестиций в сфере образования и профессиональной подготовки, анализа структурных характеристик систем образования, экономических и социальных результатов их функционирования.

 
Деятельность Организации по программе INES обеспечивается тремя основными участниками:
 
§  Комитетом по образовательной политике, который является основным политическим органом ОЭСР в области образования, принимающим ключевые стратегические решения.
 
§  Консультационной группой, которая координирует деятельность INES и других программ.
 
§  Рабочей группой INES, которая определяет информационные приоритеты и стандарты разработки индикаторов, а также анализа и презентации результатов для широкого круга ответственных лиц и общественности.
 
Кроме того, функционируют две экспертные сети представителей стран – участников и партнеров, деятельность которых связана с совершенствованием подходов к оценке отдельных аспектов развития образования, разработкой новых и пересмотром действующих индикаторов:
• Сеть по сбору и признанию системных описательных данных в образовательных структурах, политиках и практиках, которые фокусируются на комплексных индикаторах (INES Network for Collection and Adjudication of System-Level Descriptive Information on Education Structures, Policies and Practices, NESLI).
• Сеть по сбору данных и развитию индикаторов по влиянию образованию на экономику, социальные отношения и рынок труда, (INES Network on Data Collection and Development on Economic, Labour Market and Social Out-comes of Education, LSO).
 
Программа INES является авторитетным источником квалифицированной информации о развитии образования в различных странах. Формируется сопоставимая в международном разрезе информация, описывающая: результаты деятельности институтов образования и вклад образования в экономическое и социальное развитие стран; финансовые и человеческие ресурсы, инвестируемые в образование; доступ к образованию, участие в образовании и продвижении по ступеням образования; среду, в которой проходит процесс обучения и организацию институтов образования.
 
Она охватывает системы образования стран (включая государственные и частные образовательные учреждения) все уровни образования (включая раннее обучение детей, начальное и среднее образование, третичное образование, а также образование и обучение взрослых), различные типы контингентов обучающихся (включая представителей разных возрастных групп и из семей различного социального статуса), различные виды образования (включая образование, которое предоставляется государственными образовательными учреждениями и частными организациями, профессиональное образование и обучение, специальные образовательные программы).
 
INES – это постоянно развивающаяся программа. Ее деятельность представлена в нескольких регулярных изданиях, основным из которых является хорошо известный ежегодный доклад «Взгляд на образование» (Education at a Glance, EAG), первый выпуск которого увидел свет в 1992 году. Этот доклад базируется прежде всего на данных, представленных в единой базе данных ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростата.
 
23–25 сентября 2013 года в Гданьске (Польша) эксперты программы INES встретились для уточнения методологий, регламентов, показателей, на которых базируется оценка социального и экономического влияния образования на рынок труда, отражаемая в ежегодном докладе ОЭСР Education at a Glance.
 
Прошедшее экспертное совещание объединило 56 представителей из 28 стран — членов ОЭСР и двух стран-партнеров, включая Россию, пяти международных организаций и троих приглашенных экспертов. Рассматривались вопросы внедрения МСКО-2011 (ISCED-2011), формирования объединенной базы данных, проведения специальных обследований, планы на будущее и др.
 
Несмотря на то что данная встреча носила рабочий характер, такая совместная работа экспертов из разных стран обеспечивает высокое качество результатов международного сопоставительного анализа образовательных систем, ежегодно публикуемых в докладе EAG, и их признание мировым сообществом. На встрече  рассматривались структура изданий 2014 и 2015 годов и их содержание.
 
Сейчас основная задача состоит в том, чтобы изучить информационные возможности международных обследований и использовать наиболее яркие индикаторы в аналитических материалах, направленных на оценку реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, других решений в этой сфере деятельности, а также в статистических сборниках НИУ ВШЭ.
 
 
Важно также внедрять некоторые международные методологические решения в Мониторинг экономики образования (МЭО). Например, ранее использовался опыт «Обследования дополнительного профессионального обучения» (Continuing Vocational Training Survey), проведенного Евростатом, при организации в рамках МЭО соответствующего обследования работодателей. Это позволило не только повысить уровень его информативности, но и провести международные сопоставления относительно внутрифирменного обучения.
 
14–15 октября в Таллине прошла 10-я встреча экспертной сети NESLI. Деятельность группы INES связана с поиском оптимальных индикаторов, методологий их расчетов, а также сбором, систематизацией и анализом данных, обеспечивающих характеристику различных аспектов функционирования образовательных систем в международном контексте. Задачей NESLI является сбор и согласование описательной информации о функционировании национальных систем образования, необходимой в работе Комитета ОЭСР по образовательной политике, и их представление в группе INES, которая, в свою очередь, имеет собственную программу деятельности, самостоятельно занимается разработкой новых направлений исследования образования, новых инструментов и рекомендаций по сбору данных. Подчеркивается, что речь идет о системной информации о структуре и функционировании национальных и региональных систем образования, необходимой для их описания, понимания и сопоставления, а также для объяснения межстрановых различий в результатах образования.
 
Сетевой принцип работы данных групп позволяет обеспечить большую достоверность и непротиворечивость на методологическом уровне.
 
Сейчас в центре внимания NESLI вопросы сопоставления заработков и рабочего времени преподавателей. Понятно, что и организация труда, и условия его оплаты имеют ярко выраженную национальную специфику. Именно поэтому важно определить общие для всех стран параметры сопоставлений и выработать квалифицированные методологические подходы. В 2013 году было  проведено пилотное обследование по этой теме с участием нескольких стран, а в 2014-м  – после анализа результатов пилота и выявленных проблем – масштабное исследование. Решение об участии той или иной страны в такой работе принимают национальные органы управления образованием.
 
Важной темой для обсуждения на встречах NESLI также является уточнение и развитие индикаторов  высшего образования. На последней встрече развернулась достаточно острая дискуссия о показателе спроса на высшее образование. Можно ли считать такой показатель, как соотношение поданных заявок и количества зачисленных на обучение (не только в целом, но и в разрезе направлений обучения), реальным индикатором интереса молодых людей (спроса) к получению высшего образования? Дело в том, что, как правило, молодой человек может подать документы на зачисление в несколько вузов и на разные специальности. В России допускается 5 опций, а, например, в Германии выбор вообще не ограничен, при этом заявки возможно подавать в электронной форме, поэтому отследить их общее число практически нереально. Пока консенсуса по этому вопросу экспертам достичь не удалось.
 
В центре внимания были также вопросы профессионального образования и обучения, Соответствующие программы в системе МСКО-2011 относятся к третьему уровню и включают в первую очередь подготовку квалифицированных рабочих кадров и работников обслуживающего сектора. С дефицитом таких работников сейчас сталкиваются практически все страны, а престиж этой категории образовательных программ и профессий везде существенно ниже, чем высшего образования. Эксперты обратили внимание на то, что в деятельности группы INES эта проблематика пока не находит должного отражения.
 

В настоящее время положение дел в части представления российской системы образования в международных информационных ресурсах нельзя считать удовлетворительным. В результате Россия слабо представлена в межстрановых исследованиях, прежде всего в докладе EAG. По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, соотношение представленных и отсутствующих показателей в 2013 году оценивается как 1:3 (28.7 и 71.3% соответственно). Экспертами НИУ ВШЭ готовятся предложения по разработке согласованной на национальном и международном уровнях карты российской системы образования, выполненной в формате ISCED-2011 (подробнее здесь). Проведение такого картирования должно обеспечить возможность представления сопоставимых данных по России в единую базу ЮНЕСКО, ОЭСР, Евростата. Без этого Россия может выпасть из международных сопоставительных исследований, в которых используются данные образовательной статистики, включая EAG.

 

Наталья КОВАЛЕВА, Николай ШУГАЛЬ

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.