• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

14-я сессия Комитета ОЭСР по образовательной политике

19–20 ноября 2013, Париж


19–20 ноября 2013 года состоялась сессия Комитета ОЭСР по образовательной политике (КОП). От Российской Федерации в сессии приняли участие официальные  делегаты – заместитель директора международного департамента Минобрнауки России Б.В. Железов и научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ И.Д. Фрумин. Обсуждались вопросы системы управления высшим образованием и возможности оценки образовательной политики в данном секторе, работы Группы по статистическим индикаторам образовательных систем ОЭСР, стратегии развития навыков и перспектив реализации различных проектов, в том числе основного исследования проекта «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (Assessment of Higher Education Learning Outcomes, AHELO). Помимо того, рассматривались вопросы процедуры осуществления работ, исследовательской и аналитической деятельности.

Перспективы реализации основного исследования «Оценка результатов обучения в высшем образовании»
В 2012 году завершился пилотный этап исследования в рамках международного проекта ОЭСР «Оценка результатов обучения в высшем образовании». В исследовании приняли участие 17 стран, включая Россию.
 
Идея проекта родилась в ходе Афинской встречи министров образования стран – членов и партнеров ОЭСР еще в 2006 году, была поддержана в ходе неформальной встречи министров образования в Токио в 2008 году. Идея проекта стала ответом на продолжающийся в большинстве развитых стран рост масштабов системы высшего образования и соответственно рост инвестиций в системы образования при отсутствии  реально работающих инструментов для оценки и сравнения в международном масштабе качества обучения и преподавания в вузах.
 
Проект AHELO позиционировался изначально как принципиальная альтернатива существующим международным рейтингам университетов, и его конечной целью являлась  разработка комплексного, объективного и научно обоснованного подхода к оценке результатов обучения в системе высшего образования, получение международно сопоставимой информации о результатах обучения в высшем образовании не на уровне вузов в целом, а на уровне направлений подготовки. Целью пилотного этапа (Feasibility Study), начатого в 2008 году, стала оценка самой возможности международного измерения уровня знаний, а также практических навыков студентов вузов, обучающихся в различных языковых, культурных и институциональных контекстах.
 
С учетом очевидной сложности проведения международного исследования всего многообразия программ обучения, реализуемых университетами разных  стран, для пилотного этапа были выбраны три направления: оценка общих знаний и компетенций, а также оценка специальных знаний и компетенций для двух дисциплин –экономика и инженерные науки. Дополнительными направлениями проекта были анализ факторов, влияющих на результаты обучения, а также анализ добавленной стоимости – вклада самого вуза в  качественную подготовку выпускников с учетом очевидной разницы в подготовке абитуриентов на входе.
 
Российская Федерация принимала участие в проекте AHELO по двум направлениям – экономика и инженерные науки.
 
Пилотная стадия проекта AHELO завершена в марте 2013 года. Его итоги были подведены на итоговой международной конференции «Измерение результатов в высшем образовании: уроки AHELO и дальнейшие шаги» (Measuring learning outcomes in Higher Education: Lessons learnt from the AHELO Feasibility Study and next steps) (11–12 марта 2013 года, Париж).
 
В настоящее время комитетом рассматриваются возможности проведения основного исследования по проекту AHELO уже не в пилотном режиме, а в формате основного исследования, аналогичного проектам в рамках Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) и Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC).
 
Несмотря на то что цель пилотной стадии достигнута и в целом доказана возможность проведения международной оценки навыков и компетенций студентов разных стран, ОЭСР пока не приняла политического решения о продолжении основного исследования AHELO. Причины для сомнений есть: опыт пилотного исследования показал, что такой проект является очень дорогим и сложным с точки зрения координации усилий организаций-разработчиков и вузов-участников. Кроме того, дальнейшего обсуждения требует методология реализации исследования, сбора и интерпретации данных, их открытости для участвующих вузов, а также других заинтересованных сторон – студентов и их родителей, преподавателей, факультетов, органов управления образованием, работодателей.
 
Эти и многие другие вопросы, связанные с повышением исследовательской ценности и методологической обоснованности проекта, финансовым планированием ожидаемых расходов на реализацию проекта и его эффективным администрированием на национальном и международном уровнях, были рассмотрены на сессии комитета.
 
Ожидается, что международные консультации по вопросу дальнейшей реализации проекта будут продолжены AHELO, в частности в феврале
2014 года ОЭСР планирует провести неформальную встречу для министров образования заинтересованных стран, чтобы подробно представить результаты пилотного этапа проекта и обсудить его дальнейшие перспективы.

Стратегия развития навыков
На сессии была представлена проделанная на данный момент работа в рамках Стратегии развития навыков ОЭСР (OECD Skills Strategy).
 
На сессии были представлены ключевые результаты неформальной встречи 26 министров образования стран – членов и партнеров ОЭСР, прошедшей 2–3 октября 2013 года, темой обсуждения была роль образования в поддержке необходимых навыков и возможности трудоустройства.
 
В материале по итогам Стамбульской встречи министров образования стран – членов и партнеров ОЭСР  делается акцент на стремительно меняющейся природе социально-экономических процессов, особенно в посткризисном контексте, и обращается внимание на то, что в настоящий момент образование не в полной мере отвечает новым социально-экономическим вызовам, в том числе связанным с сохраняющимся ростом безработицы, дефицитом кадров в некоторых областях экономики. В этих условиях от правительств требуются дополнительные целенаправленные усилия для проведения всестороннего анализа сформированности навыков), необходимых для эффективной жизни и профессиональной  деятельности в XXI веке, у граждан различных социальных групп (взрослые, учащиеся школ и вузов и т.д. В этой связи на встрече основное внимание было уделено первым результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) и основным результатам очередного цикла Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA). В документе по итогам министерской встречи подчеркивается необходимость вовлечения в процесс формирования политики эффективных компетенций не только государственных, но и неправительственных организаций, в том числе работодателей, профессиональных ассоциаций, торговых палат, профсоюзов, образовательных организаций, а также отдельно взятых граждан. Поднимается вопрос о более эффективном финансировании программ обучения, в том числе необходимости больших инвестиций в обучение со стороны работодателей, самих потребителей. Подчеркивается ключевая роль правительств в создании необходимых рамочных условий   для эффективной политики по развитию навыков: выработка  более строгих стандартов, обеспечение финансовой поддержки, а также создание системы, обеспечивающей доступность качественного образования (дистанционное образование, открытые образовательные ресурсы). Работодатели и профсоюзные организации также могут играть важную роль в формировании содержания образования, расширении возможностей трудоустройства. Первые итоги PIAAС позволяют говорить о необходимости специальных мер по обеспечению «второго шанса», направленных на повышение уровня навыков и компетенций наиболее низкоквалифицированных и социально уязвимых категорий населения, в том числе мигрантов, людей пожилого возраста, выходцев из неблагополучной социальной среды и т.д.
 
ОЭСР подчеркивает, что для молодежи наиболее оптимальным путем получения необходимых навыков является совмещение работы с учебой. Одновременно это обеспечивает более мягкий переход от учебы к работе. Однако такая политика требует сбалансированного подхода, предотвращающего  слишком раннюю профессиональную ориентацию  молодежи («навязывание профессии») и риск отсева, адаптирующего  учебный процесс для более гибких и индивидуализированных образовательных траекторий. В связи с этим подчеркивается важность аналитической работы ОЭСР в области профессионального образования и необходимость дальнейшего анализа того, как сделать сектор профессионального образования и подготовки (VET) более привлекательным для учащихся и работодателей.
 
На сессии в том числе была представлена работа по подготовке новой публикации ОЭСР «Обзор развития навыков 2014» (OECD Skills Outlook 2014), а также продолжающаяся работа стран ОЭСР по анализу, выработке и корректировке национальных стратегий по развитию навыков. Для этого ОЭСР разработала специальный диагностический инструментарий в сфере навыков и компетенций (OECD Skills Diagnostic Toolkit), представляющий собой гибкую и модульную методологию, которую страны могут использовать для  самооценки и разработки при консультативной поддержке ОЭСР эффективных национальных стратегий в сфере политики компетенций.
 
В соответствии со Стратегией развития навыков ОЭСР данный инструментарий содержит рекомендации по проведению самооценки по следующим ключевым направлениям:
 
1.     Развитие востребованных навыков и компетенций (developing relevant skills).
 
2.     Актуализация предложения навыков и компетенций (activating skills supply).
 
3.     Эффективное использование навыков и компетенций (putting skills to effective use).
 
4.     Повышение эффективности системы формирования и оценки навыков и компетенций в целом (improving the overall effectiveness of skills systems).

Перспективы развития высшего образования
На сессии были рассмотрены вопросы, связанные с реформированием и развитием высшего образования и их последствиями для управления сектором в контексте быстроменяющейся ситуации с целью организации более широкой дискуссии по проблеме. Для обсуждения участникам сессии были предложены в том числе следующие вопросы:
 
  1. Каким из основных тенденций, влияющих на высшее образование, стоит уделить наибольшее внимание при разработке стратегии в течение следующего десятилетия?
 
  1. С какими проблемами сталкивались страны при управлении системами образования в условиях изменения среды высшего образования и экономики?
 
  1. Каким ответным политическим мерам страны уделяют внимание для управления системами высшего образования таким образом, чтобы разрешить новые потребности и реалии, и с какими проблемами они при этом столкнулись?
 
В качестве ключевых тенденций в высшем образовании на сессии комитета были выделены:
 
§  Изменения спроса на высшее образование в результате массовизации, интернационализации, миграции и старения во многих странах OECD. Это ведет к появлению более разнообразных студентов с точки зрения их сферы деятельности, потребностей и ожиданий.
 
§  Изменения в структуре и способах предоставления высшего образования путем диверсификации его проводников (в том числе частных) и предлагаемых программ, усиление конкуренции и влияния новых технологий и педагогики, таких как компетентностный подход к обучению, MOOCs  (massive open online courses) и т.д.
 
§  Влияние глобального финансового кризиса 2008 года на государственный бюджет и (косвенно) на повышение внимания к сдерживанию расходов и соотношение цены и качества в высшем образовании.
 
Как примеры ключевых тенденций в развитии высшего образования на сессии были представлены обзоры систем высшего образования Норвегии и США.
 
В числе новых проектов, предлагаемых для включения в Рабочую программу на 2015–2016 годы, на сессии был представлен для обсуждения проект «Тематический обзор политики: эффективное управление системой высшего образования в меняющемся мире», направленный на анализ наилучших практик использования ряда механизмов для повышения эффективности высшего образования и достижения ключевых целей политики.
 
В качестве основных тем нового обзора предлагаются следующие:
 
§  Стратегическая политика в сфере высшего образования.
 
§  Рынок высшего образования и управление.
 
§  Механизмы финансирования.
 
§  Прозрачность и контроль качества.
 
§  Связь и взаимодействие вузов с другими стейкхолдерами в сфере образования и в других областях.
 
Результаты обзора позволят провести анализ национальной специфики, современных тенденций в области высшего образования, механизмов управления, сильных и слабых сторон таких механизмов, их взаимосвязь, а также обеспечат политическими рекомендациями, ориентированными на усовершенствование образовательных систем стран в контексте быстроменяющейся экономической и политической ситуаций.
 
Основной для проведения нового исследования ОЭСР в области высшего образования должны стать результаты завершившегося в 2007 году проекта по подготовке Тематического обзора ОЭСР по высшему образованию (Thematic Review of Tertiary Education), в котором принимали участие 24 страны, включая Россию.

Работа по индикаторам систем образования
Деятельность Программы по индикаторам образовательных систем (INES) становится все более сложной, связанной с необходимостью сенергии результатов различных сопоставительных исследований, проводимых ОЭСР, в том числе PISA, PIAAC, TALIS, NESLI, AHELO и т.д. ОЭСР все более осознает необходимость обеспечения синергии между этими различными исследованиями, проведении серьезного вторичного анализа их результатов, повышения практического экономического и политического КПД от реализации этих проектов. Все это ставит новые задачи перед странами, участвующими в ОЭСР, требуя от них больше вложений и усилий в части сбора, анализа и интерпретации информации. По итогам 10-й встречи Консультативного совета Программы INES (14 ноября 2013 года), которые были представлены на сессии комитета, ОЭСР приняла решение о расширении  участия представителей других групп (в том числе CERI, PISA, PIAAC, TALIS) в INES. На сессии комитета было представлено состояние работы по индикаторам образовательных систем и подготовку нового издания Education at a Glance. Задачи рабочей группы INES не только закрепить индикаторы EAG, но и использовать эти данные для разработки новых индикаторов, в большей степени отражающих инновационные тенденции в этом секторе. Большая работа в этом напрвлении была проведена при разработкебазе нового Международного стандарта классификации в образовании МСКО-2011 (ISCED-2011). В целом экспертам INES подчеркивается необходимость обеспечения большей сопоставимости национальных данных по системам высшего образования на основе использования МСКО-2011.
 
Следует напомнить, что МСКО является системой стандартизированных концепций, определений и квалификаций, предназначенной для получения сопоставимых данных о ключевых параметрах национальных систем образования. МСКО охватывает все возможности обучения детей, молодежи и взрослых, имеющие организованный и устойчивый характер, независимо от типа учебного заведения либо учреждения, которые обеспечивают такое обучение, или формы, в которой образование осуществляется.
 
В 2011 году ЮНЕСКО была утверждена третья по счету стандартная классификация, получившая название МСКО-2011 (ISCED-2011). Основной единицей классификации остается программа образования – именно она является основой сбора и систематизации данных о различных аспектах образовательной деятельности (о поступивших, обучающихся, преподавателях и другом персонале, а также о финансировании). В то же время в целях совершенствования системы отчетности в МСКО-2011 появились серьезные новации. В новой классификации выделены девять уровней образования вместо шести. В ней представлено не только формальное, но и неформальное образование, а также уточнены определения этих видов образовательной деятельности. Используются новые единицы классификации.
 
Внедрению МСКО-2011 предшествовало картирование национальных систем образование в новом формате (ISCED-mapping). Эта работа была начала несколько лет назад, национальные эксперты на национальных и международных совещаниях уточняли и согласовывали отдельные позиции. К настоящему времени в большинстве стран эта предварительная (но обязательная) работа завершена или близится к своему завершению. Страны подготовили и представили в международные организации новые непротиворечивые «карты» своих систем образования. Страны с 2014 года начинают поставлять в единую базу данных ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростата (UOE data collection) – главный источник методологически выверенной сопоставимой информации об образовательных системах – национальные данные, разработанные в соответствии с МСКО-2011.
 
На сессии комитета для обсуждения был представлен новый проект INES, связанный с изучением образования лиц с особыми потребностями (Special Needs Education, SNE), который сейчас находится на стадии разработки концептуальной рамки исследования. Большой интерес вызвала дискуссия по операционализации понятия «специальное образование», которое имеет разную трактовку в разных странах и на международном уровне.

Рабочая программа и бюджет на 2015–2016 годы
На сессии была представленаокончательная версия среднесрочной стратегии работы ОЭСР в области образования на 2012–2016 годы. После утверждения она будет направляющей для подготовки рабочих программ и бюджета ОЭСР 2013–2014 и 2015–2016 годов. Комитету по образовательной политике было предложено обсудить и утвердить 4 стратегические цели развития образования и сотрудничества в этой области:
 
1.     Развитие навыков для трудоустройства в течение всей жизни, обеспечения экономического роста и социального прогресса.
 
2.     Повышение эффективности преподавания и обучения.
 
3.     Улучшение управления и политических рычагов для реализации образовательных реформ.
 
4.     Усиление социальной инклюзии и социальной мобильности.
 
К числу методологических подходов, обеспечивающих конкурентные преимущества работы ОЭСР в области образования предлагается отнести:
 
§  опору на точные данные, включая результаты сопоставительных исследований и статистические данные (data-driven and evidence-based);
§  сопоставительный анализ, взаимобучение и обмен опытом (comparative analysis and peer-learning);
 
§  ориентированность на проведение образовательных реформ (reform-targeted);
 
§  использование инновационных исследовательских методик и разработок (research-based and innovation-oriented);
 
§  проведение горизонтальных исследований в связке с другими подразделениями для обеспечения комплексного синергетического эффекта  (horizontally connected).
 
Помимо стратегических вопросов деятельности комитета на сессии были рассмотрены процедурные вопросы, связанные с формированием рабочей программы и бюджета комитета на 2015–2016 годы.
 
Определение приоритетных направлений работы на 2015–2016 годы проходило в соответствии со следующей процедурой:
 
  • Определение размера бюджета.
 
  • Определение приоритетных задач в рамках определенного бюджета странами-участницами на основе значимости ожидаемых результатов проектов.
 
  • Вынесение решения по формированию итоговой программы по направлениям работы и бюджету EDU 2015-2016.
 
Определение значимости ожидаемых результатов проектов проводилось в рамках следующих трех основных категорий, связанных с основными направлениями работы EDU:
 
1.     Измерение прогресса и повышение общественной осведомленности (сюда относятся качественные исследования и сопоставительные обзоры).
 
2.     Извлечение опыта из полученных данных (сюда относятся количественные исследования ).
 
3.     Извлечение опыта из политической практики и исследований (сюда относятся тематические обзоры и исследования Центра по исследованиям и инновациям в образовании (CERI).

К 4-й категории, которая не является предметом оценки стран, представленных в комитете, относятся направления работы, связанные с мобилизацией знания и включающие страновые исследования и обзоры, соответствующие приоритетам ОЭСР и полностью финансируемые странами.
 
В рабочих документах комитета подчеркивается необходимость учета при разработке Рабочей программы и бюджета на 2015–2016 годы новых глобальных трендов и вызовов, таких как: углубление глобализации, старение население, усиление миграции, урбанизация, экологические вызовы и т.д., а также общей новой стратегической рамки работы – так называемых Подходов ОЭСР к новым экономическим вызовам (New Approaches to Economic Challenges Initiative, NAEC).

Новые и продолжающие проекты и инициативы ОЭСР в области образования
Осенью 2012 года Директор ОЭСР по образованию и навыкам вынес на рассмотрение комитета предложения по подготовке новой публикации ОЭСО – Обзора по образовательной политике (Education Policy Outlook). Долгосрочной целью публикации является предоставление альтернативных политических решений по улучшению результатов обучения. Одним из преимуществе новой публикации должен стать фокус на сравнительный анализ образовательной политики разных стран и модульная структура исследования, которая включает в себя анализ тенденций в образовательной политике, страновые профили и анализ практических реформ. На последней сессии комитете был представлен проект плана нового Обзора ОЭСР, который предварительно включает следующие разделы:
 
1. Тенденции в образовательной политике:
§  Повышение результатов.
§  Упор на качество учебных заведений.
§  Организация системы эффективной реализации образовательной политики.
 
2. Описание образовательной политики в странах.
 
3. Особое внимание к реформам:
§  Реформы в исследовании и оценке образования.
§  Как повысить инновационную среду обучения до уровня нормы и сохранить данный уровень.
§  Партнерство Образовательного союза по вопросам образовательной политики.
§  Обеспечение конструктивного сотрудничества с работодателями.
 
На сессии были представлены методические рекомендации по участию стран – членов ОЭСР в подготовке новой публикации, включая график предоставления в ОЭСР необходимых данных, ожидаемые результаты и процесс разработки страновых профилей по образовательной политике.
 
В числе новых проектов, предлагаемых для включения в Рабочую программу на 2015–2016 годы, был представлен проект по практико-ориентированному обучению (Work-Based Learning Project). Предполагается, что в ходе проекта будет выработаны предложения по организации образовательного процесса таким образом, чтобы происходило формирование образовательных компетенций, соответствующих запросу работодателя. В качестве возможных направлений исследования в рамках будущего проекта рассматривались следующие вопросы:
 
§  Затраты и выгоды от практического обучения.
 
§  Повышение уровня предпринимательства и экономический рост за счет практико-ориентированного обучения.
 
§  Соотношение практического обучения с обучением в аудитории.
 
§  Обеспечение признания результатов обучения.
 
§  Борьба с безработицей и повышение числа принятых на работу посредством практико-ориентированного обучения.
 
§  Оценка данного образовательного направления.
 
§  Использование новых технологий обучения.
 
§  Укрепление методической поддержки и информации от работодателя для практико-ориентированного обучения.
 
В рамках обсуждения проекта PISA была включена информация о присоединении новых стран: Эквадора, Гватемалы, Сенегала, Шри-Ланки, Замбии, а также вероятность присоединения Камбоджи, Парагвая и Пакистана.
 
По проекту PIAAC были представлены результаты, показывающие, что некоторые страны добились значительного прогресса в улучшении уровня развития навыков и компетенций. Были затронуты проблемы развития компетенций у иммигрантов, так как анализ данных показал, что прирост уровня развития незначителен у данной когорты населения. Также одной из тем стало обсуждение наиболее эффективного использования имеющихся навыков, которые могут служить катализатором улучшения экономической и социальной ситуации в стране. Были рассмотрены проблемы разрыва в результатах по гендерному признаку и результаты исследования в США.
 
Директор департамента по образованию и навыкам Барбара Ишингер и ее заместитель Андреас Шляйхер представили свое видение продолжения исследования в рамках программы PIAAC. В 2014 году ОЭСР намерена начать работы в рамках основной стадии исследования, которая предполагает использование этого этапа в качестве ключевого элемента в области сбора данных для политического, стратегического и институционального развития и управления, причем не только в рамках проекта, но и для всей работы комитета. Предоставление таких данных позволит сформировать «дорожную карту» долгосрочного развития для наилучшего управления проектом на основе понимания его ценности. Наряду с этим обсуждались вопросы финансирования проекта на национальном и международном уровнях.
 
Центр по исследованиям и инновациям в образовании (CERI) представил ряд продолжающихся и новых проектов, включая лонгитюдное исследование развития навыков «Образовательный и социальный прогресс» (ESP), проект «Инновационная стратегия для образования и профессиональной подготовки», исследование вклада инновационного обучения в эффективное образование, исследование открытых образовательных ресурсов, а также проект «Управление комплексными образовательными системами».
 
В рамках Стратегии расширения и глобального партнерства ОЭСР на сессии комитета также были представлены для обсуждения «дорожные карты» процесса вступления в ОЭСР Колумбии и Латвии, которые получили соответствующее приглашение на последней встрече Совета ОЭСР на министерском уровне в мае 2013 года. Комитетом планируется подготовить обзоры образовательной политики  в обеих странах. Еще одной из тем стало взаимодействие с другими организациями, в частности с Европейской комиссией, в области проведения международных исследований, стратегии развития навыков, подготовки аналитических обзоров по странам.
 
Очередная 15-я сессия КОП планируется 8–9 апреля 2014 года в Париже.
 
Наталья КОВАЛЕВА, Татьяна МЕШКОВА, Елена САБЕЛЬНИКОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.