• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Территориальный обзор: NSPA, или Северные земли

Малонаселённые районы скандинавских стран (Northern Sparsely Populated Areas, NSPA) — это северные регионы Финляндии, Норвегии и Швеции, имеющие для Европы стратегическое значение в контексте климатических изменений, политических отношений с Россией и доступа к региону Арктики. Поскольку NSPA отстаёт от уровня развития южных регионов Скандинавских стран, а также в силу некоторых географических и социо-культурных особенностей, эксперты ОЭСР видят в нём потенциал для экономического роста. Новый доклад ОЭСР анализирует основные факторы, влияющие на экономическое развитие региона: инновации и предпринимательство, демографическую ситуацию, локальные рынки труда, развитие сектора услуг.

Характеристика региона

Территория NSPA характеризуется плотностью населения менее 5 человек на квадратный километр с общей численностью населения около 2.6 миллионов человек. Суровый климат и высокая стоимость перевозок, а также удалённость от основных рынков Европы не располагают к развитию земледелия и городов, однако экономическая привлекательность обеспечивается другими факторами: территория богата минеральными природными ресурсами и углеводородами и обладает значительным потенциалом для развития источников возобновляемой энергии и формирования так называемой «blue economy» – аквакультуры, шельфовых источников энергии и туризма. Окружающая среда играет в жизни граждан региона большую роль, чем в южных регионах Европы.

Также, жители северных регионов не могут использовать преимущества агломераций (economies of agglomeration), такие как совместное использование ресурсов, инфраструктуры, непосредственный обмен знаниями, концентрированные рынки труда и другие.

Численность населения NSPA почти не изменилась за последние 15 лет, хотя локально динамика населения разнородна: так, в поселениях, где число жителей не достигает 30 тысяч, население уменьшается, в то время как в крупных городах (более 60 тысяч) —  увеличивается. Миграция молодёжи в южные города меняет половозрастную структуру населения NSPA, увеличивая долю людей старше 45 лет, что чревато не только уменьшением рабочей силы региона, но и увеличением стоимости услуг образования и отдыха, потребителями которых традиционно являются молодые люди, а также увеличением спроса и, как следствие, инвестиций, в услуги, ориентированные на старшее поколение (уход и здравоохранение).

В экономическом плане наблюдается гомогенизация регионов NSPA по уровню ВВП, хотя этот процесс замедляется изменениями демографической ситуации. Показатели продуктивности NSPA выше, чем средний показатель ОЭСР, однако являются низкими по сравнению со средними значениями стран Скандинавии.

Несмотря на очевидные сложности расположения и климата, ощущаемое благополучие жителей северных регионов выше, чем в среднем в странах ОЭСР, хотя и ниже, чем в Скандинавии. Жилищные условия, доступ к услугам в некоторой мере компенсируют более высокий уровень безработицы и более низкие зарплаты, характерные для региона, и могут служить основой для дальнейшего увеличения благосостояния. 

Отдельное внимание в докладе уделяется анализу NSPA c точки зрения локальных рынков труда (Local Labour Markets, LLM), под которыми понимаются объединения, состоящие минимум из двух муниципалитетов внутри каждого региона со значительной долей миграции между ними. В частности, если процент маятниковой миграции достигает 7.5% экономически активного населения, два локальных рабочих рынка считаются связанными (linked). Муниципалитет считается центральным, если привлекает больше работников, чем количество его работающих жителей, а внешняя трудовая миграция не превышает 20% работающего населения. Если этот уровень меньше 20%, рынок называется автономным.

В NSPA большая часть рынков труда автономны и характеризуются небольшим размером и взаимной удалённостью, малоразвитой инфраструктурой, препятствующей маятниковой миграции. Часто их возможности развития ограничены, несмотря на то, что они являются базой для разработки природных ресурсов, рыболовных предприятий, туризма. Сочетание низкой плотности населения, больших расстояний с борьбой существующих компаний за природные ресурсы представляют сложности для диверсификации и развития экономик автономных муниципалитетов.

Локальные рынки труда существуют в форме объединения 2-5 муниципалитетов, и только 54% муниципалитетов объединены в LLM. Они представляют наибольшие возможности для экономического развития, и могут рассматриваться как механизмы развития, комплементарные автономным экономикам муниципалитетов. ОЭСР видит потенциал развития в стимулировании деятельности крупных предприятий (как источник инноваций, рабочих мест и развития инфраструктуры для экспорта, хотя и уязвимый к конкуренции со стороны стран с меньшей стоимостью труда).

LLM — это удобная единица анализа региона: крупнее муниципалитета, и меньше региона. Её можно использовать как индикатор экономической активности, демографической устойчивости, административных центров, потенциала для развития торговли или предоставления публичных услуг, спроса на труд, в значительной степени обусловленного готовностью населения путешествовать в соседние регионы для работы. 

Анализ основных трендов развития NSPA 

Эксперты ОЭСР выделяют следующие тенденции, формирующие потенциал дальнейшего развития региона: 

1. Эффективное использование особенностей демографии и рынка труда
Старение населения приводит к уменьшению рабочей силы и необходимости увеличения пенсий и связанных с возрастом услуг, но с другой стороны, создает потенциал для развития “silver economy”, экономики пожилых людей. Другой сложностью является низкая плотность населения и суровый климат, затрудняющие предоставление услуг в отдалённых регионах, но, в то же время, предоставляющие возможность для осуществления видов деятельности, требующих больших пространств.

Решение связанных с демографией противоречий, возможно, заключается в привлечении мигрантов, развитии навыков населения и более эффективного поиска работ для экономически активного населения (job matching);

2. Необходимость поиска инновационных способов предоставления услуг
Демографические изменения отражаются на структуре спроса: ожидается увеличение спроса на медицинские и образовательные услуги. Государство, таким образом, сталкивается с дилеммой, когда оно, с одной стороны, должно соответствовать провозглашенному принципу предоставления равного доступа к услугам всем гражданам Скандинавии, но с другой стороны, лишено возможности использовать экономию от масштаба в связи с низкой плотностью населения. В этой связи возможно сокращение объема государственной социальной поддержки; другим способом разрешения противоречия является улучшение инфраструктуры региона.

3. Необходимость улучшения инфраструктуры региона
Слабое развитие инфраструктуры является результатом его высокой стоимости, связанной с постоянными климатическими изменениями и модификацией компетенций прибрежных муниципалитетов. Последствием сложившейся ситуации становится оторванность региона от основных рынков и международных торговых маршрутов, институциональная, социальная и деловая удалённость.

Учитывая указанные изменения, эффективными можно считать такие шаги, как консолидация сервисов в единый кластер, использование электронных услуг, альтернативные решения (например, Bookmobile - сервис выездной библиотеки, или создание волонтёрских пожарных частей), использование государственной и муниципальной поддержки (например, при создании социальных магазинов). 

4. Стимулирование предпринимательства
Экономическое развитие невозможно без стимулирования активности малых и средних предприятий, непосредственно связанных с благосостоянием домохозяйств. Тем не менее, риски природного туризма, несовместимость данного сектора с целями развития предприятий в сфере природопользования, малая доходность стартапов сельской местности и неготовность банков поддерживать их приводят к тому, что государственные учреждения и крупный бизнес предоставляют наибольшее количество рабочих мест.

По мнению экспертов ОЭСР активность МСП может быть подстегнута путем предоставления налоговых льгот предприятиям региона, а также налаживанием диалога между муниципальными и региональными властями и данным сегментом бизнеса. 

5. «Умная» специализация (smart specialization) 
Данный подход предполагает выявление конкурентных преимуществ каждой из областей региона. С этой целью необходимо обеспечить осуществление в каждом регионе инвестиционных проектов, в том числе, посредством ГЧП, в приоритетных сферах развития — областях текущей или перспективной специализации. 

Источниками инноваций в экономиках малой плотности могут быть формальные научные исследования, импортированные инновации (через деятельность крупных компаний); локальные инновации как результат деятельности малых и средних предприятий (например, признанные на мировом уровне технологии разведения лосося и коммерческого сбора древесины); пользовательские инновации как процессные решения, дающие преимущество местным фирмам, предназначенные исключительно для региона NSPA  (оказание медицинской помощи жителям удалённых деревень).

6. Включение национальных общин в развитие региона
Саамы, численность которых достигает 80,000 - 100,000 человек (из них 2,000 в России) слабо участвуют в развитии регионов, в то же время включение саамов в деятельность региона может помочь решить конфликты с разработкой природных ресурсов, способствовать развитию туризма, решить проблемы образования и обучения данной народности.

В целом, поскольку экономическая база для развития областей этого региона схожа, основным ориентиром политического регулирования становится создание добавленной стоимости посредством осуществления специализации областей региона и использования уникальных для каждой страны преимуществ. В то же время схожесть экономик NSPA может послужить фактором для сотрудничества стран Скандинавии в решении вопросов интенсификации неравномерного развития северных регионов.

Помимо внутренних политических решений, эксперты ОЭСР видят одним из условий развития NSPA и Арктического региона международное сотрудничество, поддерживаемое Европейским Союзом (например, через European Neighbourhood and Partnership Instrument, ENPI), которое распространяется также и на Россию. В числе программ, поддерживающих сотрудничество и развитие отношений, Кольско-Арктическая программа на 2014‑2020 гг., направленная на улучшение таможенного регулирования и мобильности; развитие малого и среднего бизнеса, защиту окружающей среды, развитие инфраструктуры между Северными регионами стран Скандинавии и России. Другой пример — инициатива Inter‑Reg NORD, касающаяся развития NSPA, которая нацелена на финансирование инноваций и исследований, предпринимательства, развития культурной среды, создания единого рынка труда, развития взаимодействия с саамской общиной.

Екатерина ИВАНОВА















 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.