• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ОЭСР

Взгляд на образование: показатели ОЭСР 2013

Индикаторы образования являются источником актуальной и надежной информации о состоянии образования в мире. Публикация включает в себя данные о структуре, финансировании и деятельности образовательных систем более чем в 40 странах, включая страны – члены ОЭСР и  «Группу двадцати». Такая информация дает возможность странам сравнить свои образовательные системы, оценить индикаторы образовательных учреждений, финансирование и человеческий капитал, функционирование, развитие, доступность, образовательную среду, организацию школьного обучения, что позволяет в свою очередь  учесть лучший мировой опыт в области развития образования для его успешной интеграции в государственную политику.

 

Выпуск 2013 года включает в себя большой массив показателей, используемый для оценки состояния образования на международном уровне и основных направлений образовательной политики, включая использование человеческих и финансовых ресурсов, функционирование и развитие системы обучения и образования, получение дохода от образовательных инвестиций. Данный массив показателей включает результаты анализа данных исследований,  проводимых ОЭСР (PISA, PIAAC и др.).

 

Для понимания особенностей развития, функционирования и влияния образовательных систем важным аспектом становятся образовательные результаты и их связь с вложениями в образование и процессами на уровне отдельных людей и институтов. Для учета особенностей функционирования системы образования на каждом отдельном этапе в обзоре представлены показатели, охватывающие:

 

  • макроуровень (система образования в целом);
  • мезоуровень 1 (образовательные учреждения и поставщики образовательных услуг);
  • мезоуровень 2 (образовательная среда в образовательном учреждении);
  • микроуровень (отдельные участники образовательного процесса).

Для полноты анализа выделяются еще три группы факторов: результаты образования и обучения, политические условия и воздействия, предпосылки и ограничения политических воздействий.

 

В первой главе рассматриваются результаты деятельности образовательных учреждений и влияние обучения на социально-экономическое благосостояние.

 

С 2000 года количество взрослых, получивших высшее образование в странах ОЭСР, увеличилось на 10%, что не отменяет того факта, что до сих пор менее 35% мужчин и женщин получили высшее образование. За исключением докторской степени большинством выпускников на всех ступенях высшего образования являются женщины. Также число женщин, оканчивающих программы профессионального обучения, приблизилось к таковому у мужчин (45% и 49% соответственно), а образовательные результаты женщин в некоторых странах выше, чем у мужчин.

 

В России традиционно большая часть населения имеет среднее образование. В 2011 году 94% населения от 25 до 64 лет имели общее среднее образование, в то время как в странах ОЭСР эта цифра составляла в среднем 75%, а в странах G20 – 60%. Более того, в 2011 году число россиян, получивших высшее образование, составляло 53%, в отличие от 32% в странах ОЭСР и 26% в странах G20 (рис. 1). По оценкам экспертов ОЭСР, такая ситуация в РФ сложилась благодаря активному инвестированию в образование в недавнем прошлом.

 

Результаты исследования показали, что уровень профессиональной квалификации возрос. Среди 25–34-летних 94% населения имеют среднее полное общее образование и 56% – высшее, в то время как в группе 55–64-летних 91% имеют среднее полное общее образование и 49% – высшее.

 

Уровень образования часто является индикатором имеющихся у населения навыков, т.е. оценивается как процент населения, достигшего определенной ступени в своей образовательной траектории. Как правило, более высокий уровень образования связан с наибольшими шансами на трудоустройство и высокую оплату труда. В обзоре рассматриваются данные о влиянии уровня образования на степень участия в рынке труда и размер дохода. В связи с этим получение образования является стимулом к развитию как для отдельных лиц, так и для государства. В частности, представлены данные по вопросам инвестирования в образование не только со стороны государства, но и непосредственного участника образовательного процесса, а также социальные результаты, которые привносит образование, в том числе касающиеся здоровья населения. По оценкам экспертов ОЭСР, более образованные люди менее склонны к курению и ожирению. Люди, получившие высшее образование, в два раза реже страдают от ожирения, чем люди с общим средним образованием. Взрослые с высшим образованием курят реже на 16% в 23 странах ОЭСР, чем взрослые с общим средним образованием.

 

Во второй главе рассматриваются финансовые и человеческие ресурсы системы образования. Здесь представлены данные по выделяемому финансированию на обучающегося в год, количество государственных и частных инвестиций, привлекаемых в образовательный сектор, общегосударственные и частные расходы на образование, а также государственная поддержка. Кроме того, определяются факторы, влияющие на расходы на образование.

 

Средние расходы на образование на одного учащего в странах ОЭСР составляют 9313 долларов: 7974 доллара – на учащегося начальной школы, 9014 долларов – на учащегося средней школы и 13 528 долларов – на студента вуза. В обзоре отмечается, что начиная с 1995 года доля государственного софинансирования вузов постепенно уменьшается (77% в 1995 году, 68% в 2010 году). Средний уровень заработной платы наиболее квалифицированных специалистов составляет 47 243 доллара – в дошкольных учреждениях, 49 609 долларов – в начальной школе, 52 697 долларов – на уровне основного общего образования, 53 449 долларов – на уровне среднего (полного) общего образования.

 

Что касается Российской Федерации, то в 2010 году средние расходы на одного учащегося составили 5058 долларов (рис. 2). Данная цифра является одной из самых низких в странах ОЭСР и «Группы двадцати». На некоторых ступенях образования в России наблюдаются еще более значимые различия по сравнению со странами ОЭСР. Например, расходы на образование в рамках школьного обучения в среднем составляют 4100 долларов, что ниже среднего по ОЭСР (8550 долларов), а расходы на студента – это примерно половина от средней суммы, затрачиваемой на одного студента в странах ОЭСР (7039 долларов и 13 528 долларов соответственно).


Рисунок 1. Численность населения (%), получившего высшее образование

 

 

Рисунок 2. Средние годовые расходы на студента (начальное образование – высшее образование),  включая исследования и разработки (в долларах США)

 

Общие расходы на образовательные учреждения в России в 2010 году составили 4,9% от ВВП, что ниже среднего по ОЭСР на 6,3%. Такая ситуация сложилась в основном за счет низкой доли расходов на начальное, среднее и послесреднее невысшее образование (2,1% от ВВП), в то время как в среднем по странам ОЭСР это цифра составила 3,9%. На дошкольное и высшее образование было израсходовано 0,8% и 1,6% от ВВП соответственно (по странам ОЭСР показатель составлял 0,6% и 1,6%). Фактически расходы на дошкольное образование являются самой большой статьей расходов в странах ОЭСР и «Группы двадцати».

 

Третья глава посвящена доступности образования и участию в образовании различных категорий учащихся, включая вопросы мобильности, а также перехода от учебы к работе. Данная глава учитывает результаты, полученные в ходе реализации проекта PISA.

 

В странах ОЭСР и «Группы двадцати» население в возрасте от 5 до 14 лет имеет возможность получить школьное образование. По условиям зачисления в 2011 году 5-летние дети в странах ОЭСР имеют возможность получать образование в течение 17 лет как очно, так и заочно (до достижения возраста 40 лет). В 2011 году около 90% населения стран ОЭСР приняло участие в среднем 13-летнем формальном образовании. При этом ожидаемая продолжительность обучения различается в зависимости от страны обучения. Например, в Люксембурге она составляет 14 лет (здесь наблюдается высокий уровень студенческой мобильности), в Мексике – 15 лет, в Финляндии, Исландии, Дании и Швеции – более 19 лет.

 

Одной из тем обзора стал анализ системы дошкольного образования в разных странах. Вопросы эффективности работы этой системы образования рассматриваются в обзоре в связи с занятостью женщин на рынке труда. Во всех странах ОЭСР увеличился средний возраст матери, имеющей первого ребенка. В Германии и Великобритании в 2009 году средний возраст составил 30 лет, в Мексике – 21 год.

 

Кроме того, было обнаружено, что в некоторых странах учащиеся, посещавшие дошкольные учреждения, в целом показывают лучшие образовательные результаты (по результатам проекта PISA), чем те, кто не посещал их (при учете сопутствующих социально-экономических условий). В связи с этим в большинстве стран ОЭСР образование детей начинается раньше, чем ребенок достигает 5-летнего возраста. Например, в Бельгии, Франции, Исландии, Италии, Норвегии, Испании и Швеции более 90% 3-летних детей вовлечены в дошкольное образование. Среди стран ОЭСР эта цифра составляет более 82% среди 4-летних детей.

 

Наиболее развито государственное финансирование дошкольного образования в европейских странах, в то время как уровень участия частных капиталов в данном секторе достаточно сильно отличается. Например, в Бельгии, Эстонии, Люксембурге и Швеции эта цифра составляет 5% и менее, тогда как в Аргентине, Австралии, Австрии, Японии, Корее, Испании и США – 25% и более. Расходы на дошкольное образование составляют в среднем 0,6% от ВВП.

 

Одним из индикаторов инвестирования в дошкольное образование является соотношение учеников и преподавателей в образовательных учреждениях. В Чили, Китае, Франции, Израиле, Мексике и Турции пропорция составляет 20 учеников на одного учителя, около 10 – в Эстонии, Исландии, Новой Зеландии, Словении и Швеции.

 

Ожидаемое число студентов, планирующих получать высшее образование в течение жизни, составляет 60% молодежи стран ОЭСР, среди которых только 3% планируют получение более высокого уровня образования. Предполагается, что практически половина молодых людей из стран ОЭСР начнет получать образование до 25 лет. Наиболее востребованными сферами специальностей являются социальные науки, бизнес и право во всех странах за исключением Финляндии, Кореи и Саудовской Аравии.

 

Еще одним индикатором является мобильность студентов. В 2011 году около 4,3 млн студентов обучались в системе высшего образования за рубежом. Наибольший процент иностранных студентов отмечен в Австралии, Великобритании, Швейцарии, Новой Зеландии и Австрии. Студенты из стран Азии (преимущественно Китая, Индии, Южной Кореи) представляют наибольшую часть (53%) от общего количества иностранных студентов. В 2011 году иностранных студентов в странах ОЭСР в среднем было в 3 раза больше, чем из стран Организации, обучающихся за рубежом.

 

В Российской Федерации в период с 2000 по 2011 год число иностранных студентов увеличилось вдвое. Наиболее значимый прирост произошел с 2005 по 2011 год, когда их количество увеличилось на 90%. Основная масса студентов была представлена выходцами из СНГ. В 2011 году число иностранных студентов в России увеличилось на 4%.




Рисунок 3. Население 15–29 лет, не задействованное в образовании и на рынке труда (%)

Экономический кризис значимо повлиял на процесс перехода от обучения к профессиональной деятельности населения в возрасте от 15 до 29 лет (рис. 3). Доля неработающих и необучающихся в этом возрастном диапазоне сократилась с 41% в 2008 году до 37% в 2011-м в среднем по странам ОЭСР. Среди населения с частичной занятостью наблюдается тенденция к получению работы с полной занятостью. 30% такого населения хотели работать полный рабочий день
.
 
В среднем по странам ОЭСР в 2011 году 47% населения в возрасте от 15 до 29 лет получали образование, 37% имели работу, 7% не имели ее, а 9% находились вне рынка труда.
 
Четвертая глава посвящена вопросам организации школьного обучения. В среднем по странам ОЭСР учащийся тратит 7751 час на обучение в начальной школе и на уровне основного общего образования. На уровне начальной школы 51% от обязательного времени обучения отводится на чтение, письмо, литературу и математику, в то время как в общем образовании уже 41%.
 
Регламент необходимого рабочего времени для учителей сильно различается в зависимости от страны. Кроме того, различается также и принцип учета рабочих часов. В некоторых странах устанавливается количество часов в год, которые учитель должен реализовать, в других – количество часов в неделю.
 
Учителя в государственных школах в среднем преподают в год: 994 часа – на дошкольной ступени, 790 часов – в начальной школе, 709 часов – на уровне основного общего образования и 664 часа – на уровне среднего (полного) общего образования. Например, в Греции и России количество часов преподавания в начальной школе равняется 600 часов и менее, в то время как в Чили и США составляет более 1000 часов.
 
Одним из факторов успешного обучения в школе является размер классов. В среднем по ОЭСР количество человек в классе в начальной школе составляет 21 и более учеников, однако в странах «Группы двадцати», которые не являются членами ОЭСР, число учеников в классе, как правило, больше. Наблюдается тенденция к уменьшению численности учеников в классе в период с 2000 по 2011 год в таких странах, как Корея и Турция. Кроме того, размер школьного класса может различаться в пределах одной страны.
 
Российская Федерация занимает 3-е место по количеству учеников в классах среди стран ОЭСР. На начальной ступени количество учеников в классе составляет 17 или менее, тогда как в целом в странах Организации эта цифра больше – 21 ученик. На уровне основного общего образования в России также меньшее количество учеников (18 человек), чем в среднем по ОЭСР (23 человека). В то время как в странах ОЭСР размер класса в государственных и частных учреждениях имеет различие не более чем на одного учащегося как на начальной ступени, так и на уровне основного общего образования, в России в государственных учреждениях классы по количеству значительно больше, чем в частных. Разница составляет 6 учащихся на начальной ступени и 8 – на уровне основного общего образования.
 
Средний возраст учителей в 19 странах ОЭСР и «Группы двадцати» в 60% случаев составляет 40 лет (по данным 2011 года). Две трети учителей – женщины, однако их доля в общей численности уменьшается по мере увеличения ступени образования (82% – начальная школа, 68% – на уровне основного общего образования, 56% – на уровне среднего (полного) общего образования, 41% – высшее образование). В некоторых странах и конкретных учреждениях к учителям предъявляются повышенные требования. Им необходимо в обязательном порядке проходить курсы повышения квалификации для того, чтобы оставаться задействованными в образовательной системе.
 
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время положение дел в части представления российской системы образования в международных информационных ресурсах нельзя считать удовлетворительным. Российское образование  слабо отражено в межстрановых исследованиях –  прежде всего в докладе «Взгляд на образование». По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, соотношение представленных и отсутствующих показателей в 2013 году оценивается как 1:3 (28,7% и 71,3% соответственно). В настоящее время экспертами НИУ ВШЭ готовятся предложения по разработке согласованной на национальном и международном уровнях карты российской системы образования, выполненной в формате МСКО-2011 (ISCED-2011). Проведение такого картирования должно обеспечить возможность представления сопоставимых данных по России в единую базу данных ЮНЕСКО, ОЭСР, Евростата. Без этого Россия может выпасть из международных сопоставительных исследований, в которых используются данные образовательной статистики, включая «Взгляд на образование».
 
Помимо ежегодно публикуемого обзора «Взгляд на образование» в 2014 году ОЭСР планирует выпуск новой публикации «Обзор образовательной политики» (Education Policy Outlook), которая также будет представлена в нашем бюллетене.
 
Татьяна МЕШКОВА, Наталья КОВАЛЕВА, Елена САБЕЛЬНИКОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.