• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Вступление России в ОЭСР: риски и возможности

 
Процесс вступления России в ОЭСР является хорошим примером последовательной и взвешенной внешнеполитической позиции нашей страны. На вопрос, нужно ли вступать в ОЭСР, Россия, по сути, ответила еще в 1995 году, когда на саммите «Группы восьми» в Галифаксе заявила о своем стремлении присоединиться к этой организации. В 1996-м Российская Федерация представила официальную заявку на вступление в ОЭСР. Тогда же ОЭСР признала вступление России в ряды своих членов «взаимно разделяемой целью».

 
Долгое время являясь своего рода «закрытым клубом» экономически развитых стран, в 2007 году ОЭСР приняла важное для себя решение о необходимости постепенного расширения состава своих членов за счет включения стран с динамично развивающейся экономикой. Российская Федерация наряду с несколькими другими странами (Чили, Словенией, Израилем, Эстонией) была включена в число приоритетных партнеров, которые были приглашены к прохождению процедуры вступления в ОЭСР, предполагающей проведение анализа соответствия нормативно-правой базы и правоприменительной практики нормам Организации.
 
Официальные переговоры о присоединении России к ОЭСР были начаты летом 2009 года, после того как Россия представила «Начальный меморандум», в котором были зафиксированы текущее состояние и перспективы гармонизации с нормами Организации, ставшие предметом дальнейших переговоров ОЭСР и Правительства Российской Федерации. Проект меморандума носит достаточно динамичный характер и предполагает учет изменений в нормативно-правовой базе ОЭСР и российском законодательстве. Для этого российским правительством был  разработан «План законодательной работы по гармонизации российского законодательства с нормами ОЭСР».
 
Сегодня присоединение России к ОЭСР включено в число приоритетов внешнеэкономической политики Правительства Российской Федерации. Взаимная заинтересованность в завершении процесса присоединения была подтверждена заявлениями руководства как Российской Федерации, так и ОЭСР. Вступление России в ВТО, а также значительный прогресс в переговорах с комитетами и рабочими органами ОЭСР создают предпосылки для ускорения интеграционного процесса.
 
Несмотря на то что большинство нормативных документов ОЭСР относится к категории так называемого мягкого права, не предполагающего для стран-членов каких-либо политических или экономических санкций, выполнение всех обязательств, принимаемых тем или иным государством при вступлении в Организацию, априори содержит в себе как риски, так и дополнительные возможности с точки зрения национальных интересов, международного авторитета и престижа страны. Поэтому до завершения процесса переговоров необходимо  как можно более полно определить  издержки и риски этапа присоединения и начального членства в ОЭСР, долгосрочные выгоды и преимущества от участия, а также выработать комплекс мер по обеспечению эффективного и качественного сотрудничества с Организацией. Именно эти цели послужили основой для проекта «Оценка последствий присоединения России к ОЭСР», реализованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» по заказу Минэкономразвития России в 2012–2013 годах. Участники проекта просчитали эффекты ожидаемого членства России в ОЭСР по всем направлениям сотрудничества, в частности оценили экономические, социальные и политические последствия, а также возможное влияние на стратегии развития и инвестиционную привлекательность отдельных субъектов РФ.
 
В ходе исследования были выявлены и проанализированы обязательства ОЭСР по 21 направлению сотрудничества, которые Россия принимает на себя как страна, присоединяющаяся к данной Организации. Особое внимание было уделено нормативным актам ОЭСР, которые появились после 2009 года и, соответственно, не были включены в «Начальный меморандум». Наряду с правовыми инструментами ОЭСР (legal instruments) эксперты также рассмотрели крайне важные с точки зрения совершенствования законодательства и правоприменительной практики стран-членов новые стратегические документы Организации, включая «Инновационную стратегию» (OECD Innovation Strategy), «Стратегию "зеленого" роста» (OECD Green Growth Strategy), «Стратегию по формированию и оценке компетенций» (The OECD Skills Strategy), «Обновленную стратегию занятости» (The OECD Jobs Strategy).
 
По экспертным оценкам, к «чувствительным» секторам можно отнести экологию, оборот химических веществ (включая требования по надлежащей лабораторной практике, GLP), налогообложение, корпоративное и государственное управление, борьбу с коррупцией, экспортное кредитование, страхование
и негосударственное пенсионное обеспечение, международные инвестиции и содействие международному развитию, а также информационную безопасность. Вместе с тем следует отметить,  что по многим направлениям (наука и образование, занятость и социальные отношения, ИКТ, конкурентная политика, туризм) уже достигнут высокий уровень гармонизации с нормами ОЭСР и накоплен положительный потенциал сотрудничества, которые должны стать залогом успешного присоединения России к Организации.
 
Необходимо также подчеркнуть, что на сегодняшний день бóльшая часть рисков сотрудничества с ОЭСР связана не столько с какими-либо потерями, правовыми или бюджетными проблемами для отдельных секторов, сколько с недостаточно эффективным участием в работе Организации, несвоевременным организационным и бюджетным планированием, а также приложением усилий и использованием средств по обеспечению членства в ОЭСР. Следствием этого могут быть серьезные риски ущерба международной репутации России.
 
Прежде всего сохраняется риск политизации отношений с ОЭСР и увязывания обязательств, принимаемых Россией в рамках Организации, с другими экономическими и политическими вопросами двусторонних и многосторонних международных отношений РФ. Однако вызовы и проблемы в российской экономике и социальной сфере, на которые обращает внимание ОЭСР, на сегодняшний день скорее формируют поле для дальнейшего диалога и сотрудничества, не создавая формальных препятствий для вступления нашей страны в Организацию.
 
К числу выгод вступления России в ОЭСР можно отнести доступ к экспертно-аналитическому потенциалу Организации и экспертизе мирового уровня, участие в международном процессе выработки политических решений по ключевым вопросам социально-экономического развития.
 
Присоединение к ОЭСР будет способствовать повышению политического авторитета и репутации России как экономически развитой и демократической державы, расширению спектра политического диалога со странами – членами Организации и усилению контактов и сотрудничества, построенных на партнерской основе.
 
Ключевой задачей на текущем этапе становится уже не только и не столько гармонизация с нормами и требованиями ОЭСР, сколько создание механизмов для эффективного сотрудничества России с Организацией в качестве полноправного члена с целью максимизации возможных преимуществ такого взаимодействия. С учетом достаточно благоприятной ситуации по гармонизации России с нормами ОЭСР, а также принимая во внимание авторитет и большие возможности Организации, можно предположить, что она станет одной из наиболее удобных для России международных площадок, где возможно получение как политических дивидендов, так и реальных экономических выгод, связанных с улучшением инвестиционного климата в России и отдельных регионах.
 
Результаты проекта были представлены на семинаре «Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий» в Министерстве экономического развития Российской Федерации 23 мая 2013 года.
 

Более полную информацию о результатах исследования можно получить здесь.

 

Татьяна МЕШКОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.