• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Оценки ОЭСР вызовов и перспектив российской экономики

17 января 2014 года в стенах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) прошел семинар, организованный совместно ОЭСР, Минэкономразвития России и НИУ ВШЭ при информационно-координационной поддержке Центра ОЭСР – ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний, на котором состоялось обсуждение нового Экономического обзора ОЭСР по Российской Федерации (2013). Ранее обзор был представлен в ходе Гайдаровского форума 15 января 2014 года, на котором генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа отметил, что, несмотря на хорошие макроэкономические показатели, российская экономика находится на распутье, поэтому от текущих действий государства будет зависеть, сможет ли Россия преобразовать свой обширный экономический потенциал в весомые показатели устойчивого и инклюзивного роста.
 
В ходе семинара в НИУ ВШЭ российские и зарубежные эксперты подробно обсудили наиболее важные вопросы развития российской экономики, прежде всего по таким направлениям, как улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, социальной сферы, транспортной инфрастуктуры, делового климата, развитие экономики, основанной на знаниях. Ключевой вывод, к которому пришли участники семинара, состоял в том, что без структурных реформ устойчивый рост российской экономики вряд ли возможен.
 
Особый акцент эксперты ОЭСР сделали на структурных барьерах, тормозящих развитие, а также на реформах, которые могли бы эти барьеры снять. Во время своего выступления на семинаре заместитель министра экономического развития Российской Федерации Андрей Клепач подчеркнул, что без проведения структурных реформ мы не можем преодолеть разрыв, который есть между нами и многими странами ОЭСР.
 
«Войти в клуб развитых стран – одна из важных задач, стоящих перед Россией, причем задача абсолютно новая, с которой прежде нашей стране сталкиваться не приходилось», – отметил в своем выступлении научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. По его словам, сейчас российское руководство определяет курс, от которого во многом будет зависеть, удастся ли нашей экономике выйти на траекторию устойчивого развития.
 

Поиск новых драйверов роста особенно важен сейчас, когда, по словам декана факультета экономики ВШЭ Олега Замулина, возможности восстановительного роста на базе существующих технологий и мощностей исчерпаны. «Сейчас мы подошли к той точке, когда вместо восстановительного роста мы выходим на траекторию полноценного экономического развития, но достаточных ресурсов у нас для этого нет», – отметил эксперт.

 

Стабильность и развитие

Обращая внимание на замедление роста российской экономики, авторы доклада, однако, отметили неплохое состояние основных макроэкономических показателей. Бюджет вполне сбалансирован, уровень занятости и коэффициент использования производственных мощностей в экономике подошли к пиковым докризисным показателям. Безработица близка к рекордно низким значениям. Банковский сектор также стабилен, а его капитализация «находится на адекватном уровне». Введенное в декабре 2012 года бюджетное правило, ограничивающее использование нефтяных доходов, «способствует укреплению основ фискальной политики».
 
При этом Организация обращает внимание на следующие вызовы для России: зависимость ВВП от волатильности цен на энергоресурсы, неопределенность в отношении национальных приоритетов политики, а также конфликт интересов внутри системы регулирования банковской сферы, вызванный тем, что Центральный банк РФ является мажоритарным акционером Сбербанка, на долю которого приходится почти половина вкладов населения и почти треть банковских активов.
 

В связи с этим эксперты предлагают противодействовать этим вывозам с помощью следующих мер. Во-первых, России следует поддерживать текущее состояние налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики, поскольку по данным направлениям за последнее время был достигнут немалый успех. Во-вторых, следует и дальше укреплять среднесрочную бюджетную основу посредством разъяснения капитальных и текущих операций, лежащих в основе налогово-бюджетного правила, а также уменьшать расходы, связанные со старением, повысить пенсионный возраст женщин и уравнять его с пенсионным возрастом мужчин, скорректировав оба в соответствии с увеличением продолжительности жизни. В-третьих, эксперты рекомендуют продолжить работы по осуществлению перехода к целевому регулированию инфляции посредством повышения прозрачности за счет определения долгосрочного целевого показателя инфляции, опубликования прогнозов инфляции и упорядочения ключевых учетных ставок.

 

Улучшая деловой климат

По мнению представителей Организации, низкие темы роста российской экономики, которые, по данным на 2012 года, составляют почти 3,4%, связаны с непродуктивностью хозяйственной деятельности, низкой энергоэффективностью, демографией и региональными барьерами.
 
Несмотря на то что в 2008 году власти сформулировали стратегическую цель по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году посредством энергосбережения, повышения энергоэффективности и устранения нормативных ограничений, субсидии на производство и потребление топлива в России составляют свыше 2% от ВВП, а счетчики потребления электроэнергии имеются только в 40% жилых домов и 20–25% квартир.
 
Главным вызовом для российской экономики по-прежнему остается ее сырьевой характер и, как следствие, высокая зависимость от мировых цен на природные ресурсы. При этом российская экономика остается одной из самых энергоемких в мире. Если бы мы распоряжались энергией так же эффективно, как государства ОЭСР, то смогли бы сэкономить до 30% потребляемой энергии, а заодно существенно снизить уровень преждевременной смертности, связанной с плохим качеством воздуха, показатель которой в России, как указано в Обзоре, является одним из самых высоких в мире.
 
Другие неиспользованные возможности для развития связаны с высоким межрегиональным неравенством, которое вносит свой вклад в общее неравенство (рис. 1).


Рисунок 1. Неравенство

 

А. Неравенство ВВП на душу населения в регионах

Коэффициент Джини в регионах 3-го уровня, 2010 г., по шкале от 0 «абсолютное равенство» до 1 «абсолютное неравенство»

В. Неравенство индивидуальных доходов

Коэффициент Джини, конец 2000-х по шкале от 0 «абсолютное равенство» до 1 «абсолютное неравенство»


Следующими факторами, которые негативно сказываются на росте экономики, являются низкий уровень рождаемости, высокий уровень преждевременной смертности (особенно среди мужчин) и досрочный выход на пенсию (рис. 2). Все это вносит свой вклад в сокращение трудовых ресурсов в долгосрочной перспективе.
 



Рисунок 2. Половозрастная структура населения (январь, 2012)

Источник: Росстат: Половозрастная структура населения Российской Федерации.

Излишнее вмешательство государства в экономику тоже является серьезным тормозом, уверены эксперты ОЭСР. В финансовом секторе доминируют госбанки (на Сбербанк приходится почти половина вкладов физлиц и около трети банковских активов страны). Лишь четверть занятого населения в РФ работает на малых и средних предприятиях (в странах ОЭСР – в среднем 50%), что, по мнению авторов обзора, тоже говорит о доминировании крупных госпредприятий.
 
Административное давление и коррупция серьезно замедляют развитие малого и среднего бизнеса. В исследовании Института современного развития (ИНСОР) коррупция названа второй по значимости проблемой после ЖКХ (на третьем месте – плохие дороги), о чем говорит и крайне высокий индекс восприятия коррупции в России (рис. 3). Только один из 50 россиян видит для себя потенциальную возможность стать предпринимателем, в то время как в Европе о собственном бизнесе думает каждый четвертый.





Рисунок 3. Индекс восприятия коррупции, определенный Transparency International

Индекс восприятия коррупции – 2012 по шкале от 0 (высокий уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции)

 

Примечание: Оценка индекса восприятия коррупции отражает степень восприятия уровня коррупции среди государственных чиновников и политиков представителями деловых кругов и национальными аналитиками по шкале от 100 (отсутствие коррупции) до 0 (очень высокий уровень коррупции).

Источник: Transparency International, Индексвосприятиякоррупциив 2012 году (Corruption Perceptions Index 2012).
 
За последнее время Россия предприняла ряд продуктивных действий для противодействия коррупции. Был разработан Национальный антикоррупционный план действий на 2012–2013 годы, в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, касающиеся борьбы с коррупцией. Коррупционные преступления стали преследоваться более активно, а доля компаний, считающих суды основным препятствием в ходе осуществления своей коммерческой деятельности, резко сократилась.
 

Роль государственных предприятий в экономике остается весьма значительной. Их доля в первой десятке компаний страны составляет около 80%, что сравнимо с такими странами, как Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты и Китай. Публичные компании в России характеризуются сравнительно более низкими показателями эффективности, чем частные предприятия, что ставит на повестку дня вопрос о возобновлении плана приватизации на 2014–2016 годы, который был значительно сокращен в июне 2013 года в связи с неблагоприятной экономической обстановкой.


Производной от проблем, связанных с высокой долей участия государства в экономике и низкой эффективностью госпредприятий, является слабая конкуренци. Эта проблема также усугубляется высокими барьерами для иностранных инвестиций и международной торговли. Несмотря на то что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является сильной и эффективной структурой с солидной репутацией, ее деятельность осложняется колоссальным количеством незначительных дел.


Наконец, еще одним узким местом российской экономики с точки зрения делового климата является низкая эффективность и конкуренция в транспортном секторе: по одной из экспертных оценок, повышение эффективности этого сектора на 10% может повысить общий объем ВВП на 0,8%. По данным Всемирного экономического форума, Россия по качеству автомобильных дорог занимает 136-е место (среди 148 стран), железных дорог – 31-е, портов – 88-е, а воздушного транспорта – 102-е. Все это усугубляется низкой эффективностью государственных предприятий транспортной сферы.

 

Значительным ограничением для дальнейшего развития крупных городов России являются транспортные проблемы, которые затрудняют привлечение новых инвестиций и рабочей силы. Принятие в 2008 году «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» не принесло ожидаемых результатов, поскольку в реальности решения принимаются на основании государственной программы «Развитие транспортной системы», что мешает реализации долгосрочных целей и приоритетов.

 

Наращивая эффективность
экономики

Отдельный раздел обзора посвящен развитию рынка труда и человеческого капитала.

 

Описывая ситуацию в данных сферах, экперты ОЭСР говорят о том, что высокая степень занятости в экономике (69% в 2012 году против 65% в среднем по ОЭСР) достигается за счет гибкости заработной платы и текучести рабочей силы: начиная с 2000 года основное место работы поменяли около 30% работников. В условиях, когда фирмы вынуждены отвечать на неблагоприятную конъюнктуру снижением оплаты труда, сокращением часов работы и минимизацией затрат на персонал, работники реагируют сменой работы. Все это приводит к высокой степени неравенства по доходам среди населения (коэффициент Джини в 2011 году составил 0,42 против ~0,3 в среднем по ОЭСР), к увеличению неформальной занятости (почти 20% всей экономики на 2011 год) и снижению инвестиций в человеческий капитал со стороны компаний.

 

Образовательная подготовка продолжает оставаться традиционно высокой: высшее образование по данным 2013 года имеет 51% трудоспособных россиян, однако реальное качество образования не так высоко. По итогам обзора Всемирного экономического форума, российская образовательная система оказалась на 78-м месте среди 140 стран, что значительно ниже среднего показателя по ОЭСР. Отдельными вызовами для образовательной политики являются неразвитость сотрудничества учреждений среднего профессионального с потенциальными работодателями, а также неравномерность возможностей получения высшего образования. Также недостаточно эффективной остается система финансирования образовательных учреждений.


Для исправления ситуации необходимо развивать систему непрерывного образования, а также формировать гармоничные трудовые отношения между работодателем и работником, развивать практику заключения коллективных трудовых соглашений, укреплять сотрудничество между образовательными учреждениями, бизнесом и профсоюзами, повышать общий объем расходов на образование.

 

Не вполне благоприятной выглядит и обстановка в сфере инновационной политики, где наблюдается недостаток частных вложений и эффективности научной производительности. Об использовании инноваций любого рода сообщили только 10% фирм по сравнению с 60% фирм в странах ОЭСР с наилучшими показателями. Вклад бизнеса в расходы на НИОКР чрезвычайно мал и составляет только 0,3% ВВП по сравнению с более чем 2% в ведущих странах ОЭСР. По объему научных публикаций в академических журналах Россия уступает большинству стран ОЭСР, а объем патентов продолжал снижаться в последние годы. Помимо этого Россия всерьез столкнулась с проблемой «инновационной дальнозоркости», поскольку поддержка инноваций в простые технологии и внедрения технологий остается ограниченной в силу предвзятости к крупным и высокотехнологичным проектам, которые не слишком рассчитаны на российские производственные мощности. Незавершенной и неоднозначной остается реформа научно-исследовательского сектора, которому требуется повышение эффективности на конкурентной основе. На долю Российской академии наук (РАН) приходится 14% всех расходов на НИОКР, однако ее производительность является неравномерной в силу недостаточной прозрачности структуры и плохого управления некоторыми специализированными институтами.

 

В целом повышение производительности труда и энергоэффективности должны стать основным двигателем дальнейшего роста российской экономики. Для этого необходимо продолжать широкомасштабную поддержку развития инноваций и внедрения новых технологий, завершить реформу сектора НИОКР, включая повышение доли конкурсного финансирования и оптимизацию работы государственных отраслевых научно-исследовательских учреждений.

 

Первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, в частности, подчеркнул, что за последний год произошли важные изменения в политике инноваций и науки, в том числе связанные с запуском госпрограмм, деятельностью институтов развития, технологических платформ, формированием новых инструментов инновационного лифта, изменениями в институциональной структуре научного сектора и его финансировании. Директор департамента по инновационному развитию Минэкономразвития России Артем Шадрин добавил к этому содействие установлению кооперации в технологиях через развитие инновационных кластеров. Он также выразил уверенность в том, что Россия и далее будет активно участвовать в бенчмаркинге ОЭСР в области инновационной политики.

 

Впрочем, нужно вкладывать средства не только в людей, но и в строительство дорог, считают эксперты ОЭСР. Ведь транспортные проблемы в российских городах стали серьезным ограничением для экономического развития. По скорости дорожного движения в часы пик Москва сильно уступает другим мировым столицам, проблема пробок становится актуальной практически для всех крупных городов, влияя на жизнь конкретных людей и экономики страны в целом. Неразвитая транспортная инфраструктура затрудняет привлечение инвестиций и перемещение рабочей силы.

 

Есть к чему стремиться

Таким образом, эксперты ОЭСР рекомендовали российским властям продолжить работу по трем направлениям: укрепить основы макроэкономической стабильности; создать прозрачную, благоприятную и предсказуемую среду для бизнеса; совершенствовать кадровую политику и политику в области инноваций.

 

Как отметила в своем докладе директор Института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова: «Если бы появилась возможность одинаково успешно двигаться по всем этим направлениям, то удалось бы, на мой взгляд, добиться устойчивых темпов экономического роста уже в среднесрочной перспективе». Пока, отмечает эксперт, налицо успехи в основном в области макроэкономической стабильности. А вот вопрос инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал остается открытым. «Это требует достаточно сильной перестройки структуры расходов бюджетной системы, – говорит Наталья Акиндинова. – Пока мы этого не видим».


В то же время представители Организации подчеркнули высокую степень готовности российских властей прислушиваться к их рекомендациям, о чем свидетельствуют показатели выполнения рекомендаций предыдущих обзоров, которые были в среднем выше 50%. Ряд проблем, с которыми в данный момент сталкивается экономика России, также является весьма актуальным и для большинства стран ОЭСР, что вызвано медленным и нестабильным посткризисным восстановлением мировой экономики. В связи с этим можно предположить, что улучшение глобальной экономической конъюнктуры также положительно отразится и на российской экономике. Однако для максимизации его положительного эффекта России необходимо уже сейчас предпринимать серьезные шаги по устранению тех изъянов и недостатков, на которые указывают рекомендации ОЭСР.

 

В общем и целом результаты семинара-презентации были положительно оценены всеми его участниками. «Я благодарен Высшей школе экономики за участие в подготовке доклада и за привлечение к этой работе специалистов, которые поделились знаниями в различных областях, а также статистическими данными», – заявил в своей речи руководитель отдела страновых экономических исследований Экономического директората ОЭСР Андреас Ворготтер.

 

Россия и мир: «Нам бы хотелось большего»

11 марта 2014 года состоялась пресс-конференция, посвященная промежуточным результатам оценки перспектив мировой экономики в рамках подготовки нового Экономического обзора ОЭСР, который выходит раз в полгода и содержит анализ ключевых макроэкономических показателей стран мира с прогнозным горизонтом в 2 года. Ключевыми аспектами обзора традиционно являются выпуск, занятость, инфляция и платежный баланс.

 

Ключевым наблюдением текущего этапа является, с одной стороны, продолжение восстановительных процессов в экономике развитых стран, которое подкрепляется благоприятными финансовыми условиями и смягчением бюджетной нагрузки, а также неопределенность экономической конъюнктуры в развивающихся странах, с другой стороны, которая сдерживает общемировые темпы экономического восстановления.

 

Наиболее успешно посткризисное восстановление экономики сейчас происходит в США (даже несмотря на экстремальную зиму, негативно повлиявшую на экономический рост в первом квартале этого года) и Великобритании. Более проблематично выглядит ситуация в Японии, где с 1 апреля ожидается повышение потребительского налога, и в Европе.

 

Среди развивающихся стран более всего преуспевает Китай, а вот остальные экономики, по мнению представителей ОЭСР, теряют обороты, испытывая давление со стороны финансовых рынков.

 

В этой связи заместитель генерального секретаря Организации и ее главный экономист Ринтаро Тамаки призвал страны сконцентрировать свои усилия на структурных реформах, способных возобновить экономический рост и укрепить рынки труда. Несмотря на то что развитые экономики показывают признаки оживления, без поддержки развивающихся рынков закрепить эту тенденцию вряд ли удастся.

 

По прогнозам экспертов ОЭСР, экономика США во втором квартале 2014 года будет развиваться со среднегодовым темпом 3,1%. Экономика Канады, как ожидается, покажет результат 2,4%. Ожидаемые меры фискальной консолидации в Японии, которые в первом квартале этого года привели к увеличению расходов в потребительском секторе, заставив экономику страны расти со среднегодовым темпом 4,8%, во втором квартале окажут негативное влияние на рост, поэтому стабилизация экономической конъюнктуры в Японии ожидается не ранее третьего квартала 2014 года.

 

В Еврозоне лидером по темпам экономического роста выступает Великобритания (рост выше 3% в среднегодовом выражении), а тройка крупнейших экономик ЕС (Германия, Франция, Италия) растет с темпом около 1,4%: локомотивом выступает Германия (3,7%), а тормозом – Италия (темп роста ниже 1%). Экономика Франции за первый квартал показала среднегодовой рост около 1% ВВП, который должен сохраниться и в будущем.

 

Среди развивающихся стран Россия не отстает от остальных. За последние 7 лет экономический рост замедлился на 2% – как и в Польше, Индии и Китае (там снижение произошло на 3%). Бразилия, Турция и Чили не смогли улучшить свои показатели роста в отличие от Мексики и Индонезии, чьи экономики ускорились в среднем на 1–2%.

 

При этом практически все развивающиеся страны вынуждены прибегать к мерам ужесточения регулирования своих финансовых рынков, что еще более усугубляет низкие темпы посткризисного восстановления.

 

Для укрепления экономики эксперты ОЭСР рекомендуют развивающимся странам уделить наибольшее внимание поддержанию гибкости обменного курса, контролю за инфляцией, ослаблению фискального контроля в тех областях, где это допустимо.

 

Таким образом, те проблемы и трудности российской экономики, на которые в данный момент указывают эксперты ОЭСР, не являются в своем роде уникальными, а отражают в значительной степени общее состояние современной экономической конъюнктуры. В то же время это не должно являться поводом для самоуспокоения. «Конечно, нам бы хотелось большего, мы рассчитывали на большее. Имеющиеся и прогнозируемые сегодня правительством темпы роста не могут нас устраивать, нам нужно добиться большей динамики в развитии», – заявил Президент России Владимир Путин на Президентском совещании по экономическим вопросам, состоявшем 12 марта 2014 года.

 

Следует заметить, что и Экономической обзор по России, и общий Экономический обзор ОЭСР по перспективам мировой экономики были подготовлены до осложнений в международных отношениях, возникших в марте 2014 года. Можно предположить, что имеющиеся прогнозные оценки будут скорректированы под влиянием меняющейся мировой конъюнктуры. Однако хочется надеяться, что данные временные трудности не окажут существенного влияния на общий темп позитивных преобразований в российской экономике и общий курс на позитивное посткризисное восстановление мировой экономики, а также на готовность российских властей и далее учитывать рекомендации ОЭСР.

 

Евгений МОИСЕИЧЕВ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.